Энергодекларации в 2020 году

1. Что вообще произошло? Мы же сдали декларации, почему должны сдавать ещё какие-то?

Дело в том, что Минэкономразвития России издало приказ №707, который определил новый порядок предоставления деклараций о потреблении энергетических ресурсов. Этот же приказ установил новую форму декларации. Приказ датирован 28 октября 2019 года, но был зарегистрирован в Минюсте России 27 февраля 2020 года. В результате субъекты РФ получили его только в марте. К этому времени подавляющее число учреждений в Югре уже успело сдать декларации в «старом» модуле (dper.gisee.ru).

Плохая новость: к сожалению, уже сданной декларации в модуле недостаточно в этом году для выполнения требований статьи 16 Федерального закона №261-ФЗ, поэтому придётся сдать новую декларацию в форматах Microsoft Excel и Adobe PDF. Вот позиция Национального центра энергоэффективности при Минэкономразвития России по этому поводу.

Хорошая новость: большинство данных из деклараций по старой форме пригодятся для деклараций по новой форме. Новая форма стала проще, содержит меньшее количество данных.

2. Почему речь идёт об Excel и PDF? Была же информационная система?

Информационная система будет, её разрабатывает Национальный центр энергоэффективности при Минэкономразвития России, но заработает она не раньше 2021 года. Разработчиком «старого» модуля было ФГБУ «Российское энергетическое агентство» (РЭА) Минэнерго России, в этом году уже после сдачи деклараций РЭА модуль отключило. Нами экспортирована из него вся информация, в том числе по декларациям 2019 года, которая доступна в виде файла Microsoft Excel. Если вы самостоятельно не выгружали заполненную декларацию за 2019 год из «старого» модуля, то можете воспользоваться этими цифрами:

Информация с данными
деклараций 2019 года

3. А что будет с уже сданными декларациями за 2014-2018 гг., они пропадут?

Национальный центр энергоэффективности обещает, что информационная база будет перенесена в новую систему (см. вопрос №12 здесь).

Также мы сохранили все данные за период 2014-2019 гг., которые можно было экспортировать из «старого» модуля (удельные показатели потребления по видам ресурсов, площади, данные по освещению и прочее) и готовы их предоставить муниципалитетам и органам исполнительной власти в случае необходимости.

4. Есть ли шаблон новой декларации? Не делать же его каждому по форме приказа №707? А примеры есть?

Да, есть готовые шаблоны новой декларации и заполнять нужно именно их:

Шаблоны декларации
по новой форме

Примеры заполнения деклараций тоже имеются:

Пример заполненения
деклараций по новой форме

5. А как насчёт инструкции по заполнению? Или заполнять на здравом смысле?

Национальный центр энергоэффективности подготовил инструкцию по заполнению декларации.

Инструкция
по заполнению декларации

6. Я читаю инструкцию, вижу новые поля в декларации и ничего не понимаю. Какие ещё тонны условного топлива? Что за градусосутки отопительного периода? Где брать коды для групп зданий и сооружений? Как в этом всём разобраться?

Мы подготовили файл в формате Microsoft Excel с калькуляторами, который поможет вам в заполнении декларации.

Калькуляторы
и справочник

На листе «Перевод натурального топлива в условное» есть калькулятор для перевода тепловой, электрической энергии и разных видов топлива в тонны условного топлива и калькулятор перевода некоторых видов жидкого и твёрдого топлива из тонн в кубические метры.

На листе «Определение соответствия теплозащиты» есть калькулятор, который позволит определить соответствие теплозащиты здания нормативам. Необходимо выбрать самый близкий к зданию населённый пункт из справочника, тип помещения, тип и этажность здания и ввести объём потребления тепловой энергии за год в Гкал и отапливаемый объём. Если теплозащита соответствует нормативам, то расчётная удельная характеристика (см. ячейку внизу калькулятора) будет окрашена в синий цвет. Если не соответствует – то в красный.

На листе «Выбор функционально-типологических групп» выберите тип здания (обратите внимание, что выпадающий список прокручивается) и получите код для выбранного здания.

Код Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для пункта 1.3 общего раздела декларации – 86.

В пункте 13 общего раздела декларации необходимо указать реквизиты годового отчёта о деятельности учреждения, который сдаётся учреждением ГРБС. Также там должны быть реквизиты отчёта о выполнении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В приказе №707 использована другая формулировка, но что там имеется в виду, непонятно, а Национальный центр энергоэффективности считает необходимым указать именно реквизиты указанного отчёта (см. вопрос 10 здесь).

Если у вас остались вопросы по заполнению декларации, то обратитесь к ответственным лицам в курирующих вас муниципалитетах или органах исполнительной власти.

Справочник
ответственных лиц

7. Если помещение находится в аренде, принцип заполнения такой же, как и в «старом» модуле?

Да, декларация заполняется только для зданий, в отношении которых у учреждения есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (возможность воздействовать на уровень потребления энергетических ресурсов различными способами). Для прочих зданий графы, связанные с потреблением энергетических ресурсов, не заполняются. Остальные графы декларации подлежат заполнению.

8. На что ещё обратить внимание?

Мы проанализировали информацию в «старом» модуле, в декларациях нескольких сотен зданий за 2019 год есть ошибки. Наиболее типичные из них:

– отсутствует потребление тепловой энергии при указанном центральном отоплении;

– при указанном автономном отоплении, отсутствует потребление газа и другого топлива, наличие собственного источника выработки энергии не указано, либо указано потребление тепловой энергии;

– при указанном отсутствии отопления, указана величина потребление газа, либо указано потребление тепловой энергии, наличие автономного источника энергии не указано.

Обязательно посмотрите, нет ли вашего учреждения в списке и не допустите этих ошибок при заполнении новых деклараций:

Ошибки органов
местного самоуправления

Ошибки органов
исполнительной власти

Листы по зданиям должны добавляться путём копирования существующего листа с требуемой формой. Наименование этих листов строго регламентируется, информацию об этом найдёте в пункте 13 инструкции.

Файлы декларации нужно наименовать по следующему порядку: 1_Югра_Сургут_МОУ_НСОШ, т.е. пишется номер (1 – для деклараций без филиалов, 2 – для деклараций с филиалами) название субъекта, город, название учреждения.

Организации, имеющие и не имеющие в своём составе филиалы (представительства) имеют особенности в заполнении деклараций. Это описано в инструкции.

9. Ладно, декларация заполнена. В модуле они ещё подписывались. Здесь есть такие же заморочки?

Да, каждая декларация в электронном виде в формате PDF должна быть в соответствии с пунктом 4 приказа №707 подписана усиленной квалифицированной подписью руководителя (или уполномоченного им лица). С учётом того, что все декларации в модуле подписывались, она у вас скорее всего имеется. Покажите вашему айтишнику инструкцию, по ней вам настроят нужные программы и подпишут декларацию. Файлы в формате Microsoft Excel подписывать не нужно.

Инструкция
по подписанию PDF

10. Подпись у нас есть, куда отправлять декларацию в электронном виде?

1. Сначала декларацию нужно отправить ответственному лицу в курирующих вас муниципалитетах или органах исполнительной власти.

2. После уведомления от ответственного лица отправить декларацию нужно отправить в министерство.  В соответствии с пунктом 4 приказа №707 декларации должны быть направлены на электронную почту mineconom@economy.gov.ru. Отправлены должны быть три файла – декларация в формате Microsoft Excel и PDF (последний – подписанный усиленной квалифицированной подписью руководителя), а также сопроводительное письмо с текстом наподобие «Учреждение такое-то направляет декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год. Один экземпляр декларации преобразован в формат PDF, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью, второй экземпляр представлен в виде таблиц в формате Microsoft Excel. Оба экземпляра направлены по электронной почте на адрес mineconom@economy.gov.ru».

Справочник
ответственных лиц

11. У нас нет подписи. А ещё проблемы с интернетом. Что делать?

Если усиленной квалифицированной подписи у вас нет либо нет интернета, то прочитайте пункт 5 приказа №707. Вкратце: декларацию нужно будет напечатать, подписать вашим руководителем, сшить, пронумеровать листы и скрепить сшивку печатью и подписью руководителя и приложить декларации в форматах Microsoft Excel и PDF на флэш-диске или CD/DVD-диске. Всё это отправляется почтой в Минэкомразвития по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Почтовый адрес Министерства экономического развития Российской Федерации: 123112, г. Москва, Пресненская набережная, д. 10, стр. 2.

Обратите внимание!

Есть только два способа отправления декларации:

1. В виде PDF-файла, подписанного усиленной квалифицированной подписью и файла Microsoft Excel.

2. На бумажном носителе с приложением PDF-файла и файла Microsoft Excel, как это описано в текущем пункте.

Сочетать эти два варианта нельзя! Например, нельзя просто отправить в адрес министерства скан декларации, подписанный вашим руководителем.

12. Какие сроки для сдачи декларации по новой форме?

До 30 апреля 2020 года. Обратите внимание, 30 апреля декларация уже должна быть получена Минэкономразвития России. Если будете отправлять декларацию на бумаге, это нужно сделать заранее.

13. Как мне понять, что декларация принята?

Подождать 30 дней со дня приёма декларации министерством. В соответствии с приказом №707 Минэкономразвития России в течение этого срока должно проверить декларацию. Если ответа от министерства не поступило за это время – декларация считается принятой.

14. Имеет смысл отправить декларацию помимо электронного вида и на бумаге на всякий случай?

Мы не знаем, насколько министерство готово к приёму деклараций без информационной системы. Национальный центр энергоэффективности настаивает на том, что если у вас есть возможность отправить декларацию на электронную почту Минэкономразвития России, дублировать её на бумаге не нужно (см. ответ на вопрос №15). Но не лишним будет сделать скриншоты отправленной почты, не удалять отправленное письмо и запросить уведомление о прочтении почты. Обратитесь к вашему айтишнику по этому поводу.

15. У нас ответственная заболела, замещающий её в отпуске, заниматься вашей декларацией некому и некогда. Что будет, если её вообще не сдать?

Это нарушение законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, ответственность за которое предусмотрено пунктом 8 статьи 9.16 КоАП РФ. Влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на юридическое лицо – от 50 до 250 тыс. руб.

16. Куда обратиться, если остались вопросы?

К ответственным лицам в курирующих вас муниципалитетах или органах исполнительной власти.

Справочник
ответственных лиц

Если на уровне муниципалитета или департамента вопрос не решается, то общайтесь к нам в отдел реализации проектов и мониторинга информационных систем:

Васильева Ольга Владимировна, (3467) 32-63-55, vov@ugraces.ru

Мирошниченко Сергей Владимирович, (3467) 32-63-55, msv@ugraces.ru