Предпосылки:

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее — Указ Президента № 889) была определена цель — снизить к 2020 году энергоёмкость ВВП не менее чем на 40 % от уровня 2007 года.

В следующем году был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ), заложивший правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Во многих развитых странах за последнее десятилетие энергоёмкость экономики снизилась на 15–20%, при этом поставленные ранее планы по повышению энергоэф­фективности приходится пересматривать в сторону повышения. В Соединённых Штатах Америки планируют к 2020 году снизить энергоёмкость экономики на 25 % по сравнению с показателями 2005 годом, в Европейском союзе — на 20 % по отношению к 2007 годом, а в КНР, после неоднократных пересмотров, текущей задачей является снижение энергоёмкости экономики к 2020 году на 49 % по отношению к 2006 году.

В Российской Федерации снижение показателя в сопоставимых ценах наблюдалось вплоть до начала кризиса 2008 года. С тех пор существенных изменений в реальном выражении не наблюдалось, и России приходится догонять своих партнёров, энергоёмкость экономики которых ниже в 1,5–2 раза. При этом как следует из последних (июль 2019 года) докладов экспертов Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, наблюдается нарастающее отставание от западных партнёров по уровню внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий, а также по уровню энергоэффективности (сокращения потребления энергетических ресурсов) и энергоемкости ВВП.

В 2016 году Всемирный банк впервые подготовил рейтинг стран по реализации мер государственного управления в области устойчивой энергетики (англ. Regulatory Indicators for Sustainable Energy). В одном из трёх разделов рейтинга рассматриваются меры государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В указанном рейтинге Российская Федерация занимает 27 место из 111 стран. Несмотря на высокую позицию и фактически положительную оценку государственной политики в области повышения энергетической эффективности экономики, недостаточные темпы технологического развития сохраняются в 2017-2019 годах и препятствует достижению целевых показателей, в том числе энергоёмкости ВВП.

По истечении десяти лет после принятия Указа Президента № 889 сохраняются основные проблемы в сфере энергосбережения и энергетической эффективности. С целью улучшения ситуации Минэкономразвития России разработало комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики в Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 года № 703-р. В рамках реализации комплексного плана предусмотрены мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности экономики, в том числе на снижение энергоёмкости.

Так, одним из требований плана является снижение совокупных расходов бюджетной системы на тепловую энергию (10 % к 2025 году и 13 % к 2030 году) и на электрическую энергию (7 % к 2025 году и 10 % к 2030 году).

Кроме того, существует ещё ряд других федеральных требований, определённых распоряжениями Правительства РФ и приказами Минэконом­развития России, которые устанавливают снижение удельных расходов тепловой и электрической энергии, использование светодиодных светильников. Приказом Минэкономразвития России от 09 июня 2016 г. № 362 установлена динамика минимальной доли светодиодных источников света, которые могут закупаться для государственных и муниципальных нужд с 10 % в 2017 году до 75 % в 2020 году. Распоряжением Правительства РФ от 01 сентября 2016 года № 1853-р установлена динамика по снижению удельных расходов тепловой и электрической энергии в административных и общественных зданиях (а значит – в том числе во всех зданиях государственных и муниципальных учреждений автономного округа). К 2020 году потребление необходимо снизить по сравнению с 2015 годом на 15 %, а к 2025 году – на 25 %. Именно эти цифры послужили основой для установления целевых значений в бюджетной сфере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

27 марта 2019 года на очередном заседании Комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований автономного округа и исполнительным органам государственной власти автономного округа направить в адрес Депжкк и энергетики Югры планы мероприятий (дорожные карты) по доведению удельных расходов тепловой и электрической энергии в зданиях подведомственных муниципальных и государственных учреждений, а также в зданиях исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и исполнительных органов государственной власти автономного округа. Размер снижения удельного показателя при этом определялся в соответствии с классом энергетической эффективности рассматриваемого здания.

Предлагаем ознакомиться с заполненной формой плана мероприятий (дорожной карты) на примере Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Рекомендуем органам муниципальных образований автономного округа и исполнительным органам государственной власти автономного округа брать за основу данный документ при разработке собственных планов мероприятий. СКАЧАТЬ

Полезная литература:

1. Методические рекомендации «Оценка эффективности энергосберегающих мероприятий»

  • Министерство образования и науки Российской Федерации в 2014 году выпустило методические рекомендации по оценке эффективности энергосберегающих мероприятий. Разработка велась ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Данные методические рекомендации являются составной частью учебно-методического комплекса к курсу «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и предназначены для самостоятельной работы с учебным содержанием курса. В методических рекомендациях предложены практические работы, выполнение которых поможет слушателям курса освоить необходимые компетенции, обеспечивающие способность к целостному управлению и эффективной организации энергосбережения и повышения энергетической эффективности в условиях конкретного учреждения. Особенно полезен данный курс для представителей организаций и учреждений бюджетной сферы, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
  • СКАЧАТЬ

2. Информационная записка к Протоколу комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 марта 2019 года

  • Для обеспечения требований федерального законодательства Департа­ментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с АНО «Центр развития жкк и энергосбережения Югры» подготовлена данная информационная записка, которая будет полезна при планировании энергосберегающих мероприятий т.к. содержит основную информацию о том на чём должен основываться выбор этих мероприятий. Также в Таблице 2 присутствует информация о средних показателях экономии полученных на практике в реальных условиях эксплуатации.
  • СКАЧАТЬ

3. Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти Субъектов РФ работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

  • В 2019 году Минэкономразвития России совместно с членами Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработало методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.  При разработке данных методических рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Указах Президента Российской Федерации. Документ содержит этапы организации работы, примерные направления реализации этапов работы, основные мероприятия разбитые по сферам деятельности (бюджетная сфера, жилищный фонд, инфраструктура и т.д.), а также представлены типовые комплексные проекты.
  • СКАЧАТЬ

4. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 394

  • Документ содержит перечень мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.
  • СКАЧАТЬ

5. Технико-экономическое обоснование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (для промышленных предприятий и ресурсоснабжающих организаций)

  • Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики совместно с АУ «Центр энергосбережения» Минстроя Чувашии разработаны технико-экономические обоснования энергосберегающих мероприятий. Мероприятия имеют специфику и подходят для промышленных предприятий и ресурсоснабжающих организаций. Например в их состав вошли такие мероприятия как установка турбоагрегата (турбоустановки) малой мощности, внедрение регулируемого электропривода, внедрение регулируемого электропривода насоса, перевод парового котла в водогрейный режим, замена котлов с низким КПД на высокоэкономичные котлы, применение предизолированных труб и т.д.
  • СКАЧАТЬ

6. Методические рекомендации по оценке эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в промышленности

  • Минэкономразвития РФ разработало методические рекомендации для предприятий промышленного сектора при организации работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Материалы разработаны в дополнение к существующей нормативной базе, устанавливающей требования к идентификации показателей (индикаторов) энергоэффективности, их измерению и верификации, определению экономии энергетических ресурсов. В частности, в документе представлены рекомендуемые подходы к оценке потенциального эффекта от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности на стадии их планирования.
  • СКАЧАТЬ

 

7. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ходе капитального ремонта в МКД

  • Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердили в 2017 году перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ходе проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Всего таких мероприятий насчитывается — 23 ед.
  • СКАЧАТЬ