ПРЕДПОСЫЛКИ

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (далее — Указ Президента № 889) была определена цель — снизить к 2020 году энергоёмкость ВВП не менее чем на 40 % от уровня 2007 года.

В следующем году был принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 261-ФЗ), заложивший правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Во многих развитых странах за последнее десятилетие энергоёмкость экономики снизилась на 15–20%, при этом поставленные ранее планы по повышению энергоэф­фективности приходится пересматривать в сторону повышения. В Соединённых Штатах Америки планируют к 2020 году снизить энергоёмкость экономики на 25 % по сравнению с показателями 2005 годом, в Европейском союзе — на 20 % по отношению к 2007 годом, а в КНР, после неоднократных пересмотров, текущей задачей является снижение энергоёмкости экономики к 2020 году на 49 % по отношению к 2006 году.

В Российской Федерации снижение показателя в сопоставимых ценах наблюдалось вплоть до начала кризиса 2008 года. С тех пор существенных изменений в реальном выражении не наблюдалось, и России приходится догонять своих партнёров, энергоёмкость экономики которых ниже в 1,5–2 раза. При этом как следует из последних (июль 2019 года) докладов экспертов Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, наблюдается нарастающее отставание от западных партнёров по уровню внедрения энергосберегающих и энергоэффективных технологий, а также по уровню энергоэффективности (сокращения потребления энергетических ресурсов) и энергоемкости ВВП.

В 2016 году Всемирный банк впервые подготовил рейтинг стран по реализации мер государственного управления в области устойчивой энергетики (англ. Regulatory Indicators for Sustainable Energy). В одном из трёх разделов рейтинга рассматриваются меры государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В указанном рейтинге Российская Федерация занимает 27 место из 111 стран. Несмотря на высокую позицию и фактически положительную оценку государственной политики в области повышения энергетической эффективности экономики, недостаточные темпы технологического развития сохраняются в 2017-2019 годах и препятствует достижению целевых показателей, в том числе энергоёмкости ВВП.

По истечении десяти лет после принятия Указа Президента № 889 сохраняются основные проблемы в сфере энергосбережения и энергетической эффективности. С целью улучшения ситуации Минэкономразвития России разработало комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики в Российской Федерации, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2018 года № 703-р. В рамках реализации комплексного плана предусмотрены мероприятия, направленные на повышение энергетической эффективности экономики, в том числе на снижение энергоёмкости.

Так, одним из требований плана является снижение совокупных расходов бюджетной системы на тепловую энергию (10 % к 2025 году и 13 % к 2030 году) и на электрическую энергию (7 % к 2025 году и 10 % к 2030 году).

Кроме того, существует ещё ряд других федеральных требований, определённых распоряжениями Правительства РФ и приказами Минэконом­развития России, которые устанавливают снижение удельных расходов тепловой и электрической энергии, использование светодиодных светильников. Приказом Минэкономразвития России от 09 июня 2016 г. № 362 установлена динамика минимальной доли светодиодных источников света, которые могут закупаться для государственных и муниципальных нужд с 10 % в 2017 году до 75 % в 2020 году. Распоряжением Правительства РФ от 01 сентября 2016 года № 1853-р установлена динамика по снижению удельных расходов тепловой и электрической энергии в административных и общественных зданиях (а значит – в том числе во всех зданиях государственных и муниципальных учреждений автономного округа). К 2020 году потребление необходимо снизить по сравнению с 2015 годом на 15 %, а к 2025 году – на 25 %. Именно эти цифры послужили основой для установления целевых значений в бюджетной сфере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

27 марта 2019 года на очередном заседании Комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований автономного округа и исполнительным органам государственной власти автономного округа направить в адрес Депжкк и энергетики Югры планы мероприятий (дорожные карты) по доведению удельных расходов тепловой и электрической энергии в зданиях подведомственных муниципальных и государственных учреждений, а также в зданиях исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и исполнительных органов государственной власти автономного округа. Размер снижения удельного показателя при этом определялся в соответствии с классом энергетической эффективности рассматриваемого здания.

Предлагаем ознакомиться с заполненной формой плана мероприятий (дорожной карты) на примере Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Рекомендуем органам муниципальных образований автономного округа и исполнительным органам государственной власти автономного округа брать за основу данный документ при разработке собственных планов мероприятий.

СКАЧАТЬ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

1. Методические рекомендации по расчету эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности — 2016

  • Подходит для использования в многоквартирных домах, административных зданиях, и коммунальных системах муниципальных образований.

  • Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт» подготовили методические рекомендации, которые содержат общее описание и примеры расчета (оценки) различных эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению. Методические рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в выявлении, разработке, экспертизе, реализации и расчете экономии от внедрения мероприятий по энергосбережению.

  • СКАЧАТЬ

2. Методические рекомендации «Оценка эффективности энергосберегающих мероприятий» — 2014

  • Подходит для использования в административных зданиях муниципальных образований

  • Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило методические рекомендации по оценке эффективности энергосберегающих мероприятий. Разработка велась ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Данные методические рекомендации являются составной частью учебно-методического комплекса к курсу «Практические вопросы реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». В методических рекомендациях предложены практические работы, выполнение которых поможет освоить компетенции, обеспечивающие способность к целостному управлению и эффективной организации энергосбережения и повышения энергетической эффективности в условиях конкретного учреждения.

  • СКАЧАТЬ

3. Информационная записка к Протоколу комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 марта 2019

  • Подходит для использования в административных зданиях муниципальных образований

  • Для обеспечения требований федерального законодательства Департа­ментом жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры совместно с АНО «Центр по реализации национальных проектов» подготовлена информационная записка, которая будет полезна при планировании энергосберегающих мероприятий т.к. содержит основную информацию о том на чём должен основываться выбор этих мероприятий. Также в Таблице 2 присутствует информация о средних показателях экономии полученных на практике в реальных условиях эксплуатации.

  • СКАЧАТЬ

4. Методические рекомендации по организации органами исполнительной власти Субъектов РФ работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности — 2019

  • Подходит для использования в многоквартирных домах, административных зданиях, и коммунальных системах муниципальных образований

  • Минэкономразвития России совместно с членами Межведомственной рабочей группы по эффективному взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности разработало методические рекомендации по организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.  При разработке данных методических рекомендаций учтены приоритетные направления государственной политики, определенные в Указах Президента Российской Федерации. Документ содержит этапы организации работы, примерные направления реализации этапов работы, основные мероприятия разбитые по сферам деятельности (бюджетная сфера, жилищный фонд, инфраструктура и т.д.), а также представлены типовые комплексные проекты.

  • СКАЧАТЬ

5. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации N 394 от 02 сентября 2010

  • Подходит для использования в многоквартирных домах

  • Документ содержит перечень мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.

  • СКАЧАТЬ

6. Технико-экономическое обоснование мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности

  • Подходит для промышленных предприятий и ресурсоснабжающих организаций

  • Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики совместно с АУ «Центр энергосбережения» Минстроя Чувашии разработаны технико-экономические обоснования энергосберегающих мероприятий. Например в их состав вошли такие мероприятия как установка турбоагрегата (турбоустановки) малой мощности, внедрение регулируемого электропривода, внедрение регулируемого электропривода насоса, перевод парового котла в водогрейный режим, замена котлов с низким КПД на высокоэкономичные котлы, применение предизолированных труб и т.д.

  • СКАЧАТЬ

7. Методические рекомендации по оценке эффективности реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в промышленности

  • Подходит для промышленных предприятий и ресурсоснабжающих организаций

  • Минэкономразвития РФ разработало методические рекомендации при организации работы по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Материалы разработаны в дополнение к существующей нормативной базе, устанавливающей требования к идентификации показателей (индикаторов) энергоэффективности, их измерению и верификации, определению экономии энергетических ресурсов. В частности, в документе представлены рекомендуемые подходы к оценке потенциального эффекта от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности на стадии их планирования.

  • СКАЧАТЬ

8. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ходе капитального ремонта — 2017

  • Подходит для использования в многоквартирных домах

  • Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утвердили перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в ходе проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Всего таких мероприятий насчитывается — 23 ед.

  • СКАЧАТЬ

9. Применение контрактов жизненного цикла — 2018

  • В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2018 г. № 1281 перечень случаев заключения контрактов дополнен пунктом о контракте жизненного цикла. Указанный механизм имеет существенные преимущества по сравнению со стандартными способами осуществления закупок и возможен как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Основными преимуществами данного механизма являются:

    • Распределить стоимость проекта во времени на весь жизненный цикл оборудования;

    • Обеспечить гарантированную работоспособность рассматриваемой системы (например АСКУЭ, включая приборы учёта, запорную арматуру, системы и устройства передачи данных);

    • Запроектировать и реализовать проект не разбивая работы на отдельные закупки;

    • Возложить на исполнителя ответственность за работоспособность всех элементов системы;

    • Добиться экономии, повысив суммарную эффективность работы системы.

  • СКАЧАТЬ

10. Первоочередные требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений — 2017

  • Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 г. №275 утверждены первоочередные требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений. Требованиями предусмотрено:

    • Обязательное наличие в зданиях площадью свыше 1 тыс. кв.м. индивидуального теплового пункта при новом строительстве (для всех типов зданий) и капитальном ремонте (за исключением МКД).

    • Установка терморегуляторов на отопительные приборы в административных и общественных зданиях (при новом строительстве и капитальном ремонте).

    • Использование  энергоэффективного освещения для помещений с продолжительным использованием искусственного освещения, а также в местах общего пользования МКД (независимо от продолжительности использования искусственного освещения).

    Минэнерго России в своём письме № ИА-2940/04 от 22.03.2107 г. обращает внимание, что требования имеют прямое действие и подлежат применению без дополнительной имплементации в действующие строительные стандарты и своды правил. В соотвествии с частью 6 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввод в эксплуатацию зданий, строений и сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности запрещён.Требования вступают в силу с 1 января 2018 г. и применяются к отношениям, возникшим при вводе в эксплуатацию зданий, разрешение на строительство которых было получено после этой даты.

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПАРТНЁРОВ

  1. Замена зенитных фонарей на световоды Solarway

  2. Применение светильников Pandora LED Street Light

  3. Применение светильников DioRA

  4. Производство светодиодной продукции в ФКУ «Исправительная колония № 19» УФСИН России по Волгоградской области

  5. Производство светодиодной продукции BL ГРУПП

  6. Готовые решения по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению от Группы компаний «Взлёт», г. Тюмень

  7. Разработка энергоэффективных технологий, программного обеспечения для систем АСУ ТП от Научно Производственного Объединения «Внедрение ЭнергоСберегающих Технологий» (НПО ВЭСТ), г. Томск

  8. Ультразвуковой расходомер нового поколения SOFREL LT-US для коммерческого учета сточных и ливневых вод, для технологического учета и для измерения расхода воды в реках и каналах ирригационных систем.

ЦЕЛЕВЫЕ УРОВНИ

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1289 для государственных и муниципальных учреждений установлены требования по снижению удельных показателей расхода энергоресурсов в сравнении с базовым 2019 годом. Целевой уровень снижения расхода энергоресурсов рассчитывается индивидуально для каждого здания и для каждого потребляемого ресурса. Для расчётов необходимо использовать методические рекомендации, утверждённые приказом Минэкономразвития России № 425. В том случае, если здание признаётся неэффективным, методика устанавливает целевой уровень потребления энергоресурса, который нужно достигнуть до конца 2023 года. При этом достижение целевого уровня может быть постепенным: 25% от планового значения в 2021 году; 50% в 2022 году и 100% не позднее 2023 года.

Вопрос о реализации данного поручения с подведением промежуточных итогов рассмотрен на заседании Комиссии по энергосбережению при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры под председательством заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.Н. Зобницева. С материалами заседания предлагаем ознакомиться ниже:

март 2021 г. СКАЧАТЬ