Развитие энергосервиса в Югре поможет сэкономить более 80 миллионов рублей
Для поддержания систем ЖКХ в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. Инвестиции частного капитала в эту сферу – базис для успешного реформирования ЖКХ, а внедрение энергосберегающих технологий – необходимое первоочередное действие. Применение новых технологий в системах уличного освещения позволяет получить большой экономический эффект: потенциал экономии электроэнергии в большинстве случаев может составлять более 50%. О том, как планируется провести модернизацию уличного освещения за счет внебюджетных инвестиций в городах Югры, расскажет исполнительный директор АНО «Центр энергосбережения Югры» Эдуард Кинцле.
- Эдуард Эмильевич, расскажите о новом проекте уличного освещения. В чем его преимущества?
Работы по проекту направлены на модернизацию уличного освещения. Их цель – существенное снижение электропотребления как за счёт установки современных энергосберегающих светильников (светодиоды, натриевые лампы), так и за счёт автоматизации управления освещением с возможностью чередования вечернего, ночного и утреннего режимов. Сравнительные расчёты потребления электроэнергии при действующем и альтернативном вариантах освещения демонстрируют существенную экономию.
Главным преимуществом проекта является то, что он будет реализован в рамках энергосервисного договора. Такие договоры позволяют устанавливать оборудование за счёт средств инвестора, а последующие расчёты за выполненные работы производить уже после внедрения проекта за счёт средств, сэкономленных при выполнении энергосберегающих мероприятий. Таким образом, обновление и повышение энергоэффективности уличного освещения городов Югры может быть реализовано без дополнительного привлечения бюджетных средств. Сегодня на достаточном уровне проработана нормативно-правовая база, позволяющая эффективно применять механизм энергосервиса в качестве инструмента привлечения инвестиций. Как показывает опыт других регионов России, именно уличное освещение – наиболее прогнозируемый в части получаемого результата объект энергосервиса.
- Когда начнётся модернизация и какие населённые пункты станут первыми?
Центр энергосбережения Югры недавно совместно с Депжкк и энергетики Югры провёл работу по сбору информации от всех муниципальных образований автономного округа с целью прогнозирования эффективности работ в рамках энергосервиса. В качестве наиболее перспективных были определены города Югорск, Урай, Радужный, Когалым, а также Нефтеюганский и Сургутсткий районы. Экономический эффект может составить порядка 80 миллионов за шестилетнюю программу.
Передовиком в этом отношении можно считать город Югорск, где уже в начале апреля состоится конкурсный отбор по выбору компании, которая будет реализовывать проект по модернизации уличного освещения в рамках энергосервиса.
- В новой системе появится возможность чередования вечернего, ночного и утреннего режимов освещения. Чем они будут отличаться?
На самом деле эту систему сложно назвать новой, подобные системы внедрены в Югре уже давно, с успехом действуют и приносят достаточную экономию. Основное отличие вечернего, ночного и утреннего режимов – регулирование степени освещения в зависимости от смены дня и ночи. Помимо этого, нужно учитывать сезонную смену интенсивности естественного освещения.
- Кто конкретно будет проводить модернизацию, сможет ли население видеть какие-то отчёты о проделанной работе и последующей экономической выгоде?
Компания, которая будет заниматься проектом по модернизации освещения, будет определена в результате конкурсного отбора. Мы сотрудничаем с компаниями, лидирующими на рынке энергосервиса, и являемся организаторами проведения регулярных встреч с участием представителей органов власти и муниципальных образований, курирующих энергетику. Таким образом, предоставляем возможность энергосервисным компаниям презентовать свои проекты и предложения всем заинтересованным сторонам. Кроме того, правительством округа заключены глобальные соглашения о сотрудничестве, в которых сформулированы конкретные перспективы развития энергосервиса (в 2015 году такое соглашение было подписано с ПАО «Ростелеком»).
Что касается отчётов о проделанной работе, то центр со своей стороны будет отслеживать результаты энергосервисной деятельности. Итоги будут опубликованы на нашем сайте www.ugraces.ru, все желающие смогут с ними ознакомиться. Тем самым мы проводим политику инвестиционной открытости. У нас уже существует целый раздел, посвящённый энергосервису.
Если говорить о непосредственной экономической выгоде, то стоит отметить, что основная задача энергосервиса – это снятие финансовой нагрузки на бюджет и привлечение частных инвестиций. Посредством внедрения энергосберегающего оборудования на объектах городской инфраструктуры будут сэкономлены бюджетные средства, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности выполнения социальных обязательств, в чем, несомненно, заинтересованы все жители Югры.
- По вашим оценкам, как долго будет окупаться система? После того, как расчёт будет произведён в полной мере, на какие цели пойдут сэкономленные деньги?
Наиболее оптимальные сроки реализации договора в зависимости от того, где предполагается внедрять энергоэффективное оборудование, – это 3, 5 или 7 лет. В Югорске, например, он будет рассчитан на 5 лет, за это время будет осуществлён полный возврат инвестиций, при этом экономия будет распределяться между муниципальным образованием и инвестором в соотношении 10% и 90%. После окончания договора все оборудование останется в пользовании у муниципального образования.
- У проекта много плюсов, но сейчас создаётся такое впечатление, что нынешний действующий принцип и схема уличного освещения совсем никудышные. Получается, мы десятки лет попросту транжирили наши ресурсы… И только сейчас в 2016 году задумались о том, что надо экономить? Или были какие-то шаги на пути к экономии?
Нет, это не так. В целом в автономном округе процент использования энергосберегающих ламп в городском освещении достаточно высок. Более 70% ламп заменены на натриевые высокого давления и светодиодные. Например, в Когалыме почти 30% светильников уличного освещения – светодиодные (700 светильников из этого числа эксплуатируются более 3 лет), в Ханты-Мансийске нет ни одной ДРЛ-лампы, которые, как известно, имеют высокое энергопотребление. Работа по оптимизации освещения проводилась всегда, но за бюджетные деньги. У каждого предприятия, работающего в этом направлении, уже давно есть своя программа по энергосбережению, которая реализуется на протяжении длительного времени.
Инструмент в виде энергосервисного договора появился сравнительно недавно, ранее их заключение было затруднено по ряду причин. Существовали определённые сложности с нормативной базой, к тому же стоимость светодиодного оборудования была более высокой. Сейчас развитие технологий способствует тому, что внедрение такого оборудования становится доступнее.
- Есть такое понятие как световое загрязнение. Иными словами, засвечивание ночного неба искусственными источниками энергии. Чрезмерное ночное освещение ведёт к перерасходу электроэнергии и увеличению выбросов парниковых газов. Кроме того, искусственное осветление окружающей среды влияет на цикл роста многих растений… Оцените новый проект с экологической точки зрения.
Сегодня организация архитектурной подсветки заданий и других малых архитектурных форм по большей части носит стихийный характер. Наш центр считает необходимым принятие региональных стандартов на применение в уличном освещении светодиодных ламп и фонарей. По инициативе Минэнерго 3 сентября будет проводиться всероссийский фестиваль «Вместе ярче», в рамках которого мы готовим конкурс среди муниципальных образований округа по уличному освещению с применением светового дизайна, архитектурной подсветки. По итогам проведения конкурса планируем проведение круглого стола, где обсудим необходимость выработки единых региональных стандартов уличного освещения.
В Югре лидером в области формирования комплексного системного подхода к организации и распределению освещения городских улиц является город Сургут. Администрация города уже разработала централизованную концепцию организации освещения уличного города, которая содержит все необходимые стандарты по приведению освещения города к единообразию. Опыт Сургута в дальнейшем может быть использован в остальных муниципальных образованиях автономного округа. В этом отношении далеко продвинулась Московская область, там принята уже такая концепция. Основная задача, повторюсь, – это единый подход к организации уличного освещения с понятными всем требованиями.
Экономия любого энергетического ресурса, будь это электроэнергия, тепловая энергия, вода, приводит к тому, что происходит снижение нагрузки на саму природу и положительно влияет на экологию в целом.
- Немного отступим от темы, ежегодно во всем мире проводится акция «Час земли». Её активно поддерживает Югра. Для тех, кто об этом ничего не слышал: участники акции в условленный день на один час отключают всю электроэнергию в знак неравнодушия к будущему планеты. В этом году вечером 19 марта погасла подсветка более чем 100 известных по всей России архитектурных сооружений. В том числе и в Югре. Понятно, что цель акции не в том, чтобы сэкономить энергию, а в том, чтоб привлечь внимание к её рациональному использованию. Но все же, сколько позволяет экономить час без света в Югре?
В Югре в акции приняли участие около 700 человек из 17 населённых пунктов. Можно умножить эту цифру на потребление в час и получить цифру экономии в конченом потреблении, но вы правы, когда говорите, что не это является целью акции.
Главная цель – напомнить каждому человеку о разумности экономии энергетических ресурсов. Соблюдая простые правила энергосбережения, можно значительно снизить потребление ресурсов, тем более что потенциал энергосбережения сейчас до сих пор значителен и оценивается в 30 процентов от всего энерго¬потребления. Другими словами, в среднем треть ресурсов в каждом доме оплачена жильцами, но использована нерационально и ничего не прибавила к комфорту их проживания.
Интервью Эдуарда Кинцле в эфире радио "Югория"