Проект «Культура ЖКХ» поможет югорчанам разобраться в вопросах управления многоквартирным домом

Популярный в 20­-е годы лозунг «Ликвидировать безграмотность» актуален и в наши дни, если иметь в виду безграмотность собственников в вопросах жилищно-­коммунальной сферы.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ…

Знаем ли мы свои права и обязанности, например, в вопросах владения общедомовым имуществом? Задумываемся ли над тем, соответствует ли договор управления домом, который мы заключили, требованиям закона? Как надо действовать в случае невыполнения управляющей компанией своих обязательств? В общем, подобных вопросов у собственников возникает много, потому что не хватает специальных знаний.

Служба жилищного и строительного надзора Югры в рамках программы «Культура ЖКХ» провела обучение председателей советов многоквартирных домов Ханты-­Мансийска. Формой общения стал круглый стол, где можно было свободно задавать вопросы и получать развернутые ответы. Такие же встречи проходят и в других городах.

– Раньше действовал жилищный надзор, теперь лицензионный контроль, – пояснил руководитель Службы жилищного и строительного надзора Югры Кирилл Минулин. – А что это дает собственникам? Вы должны знать, как пользоваться законами, для этого наши специалисты разработали блок вопросов, с которыми будем знакомить в течение года. Отдел лицензирования нашей службы, который организует аттестацию руководителей управляющих компаний, муниципальных служащих по вопросам ЖКХ, может обучить председателей советов многоквартирных домов, чтобы вы тоже могли пройти тестирование, повысить свой профессиональный уровень. Мы хотим научить вас пользоваться своими правами и знать обязанности. Расскажем об общественном контроле, научим, как работать с управляющими компаниями, чтобы вы правильно задавали вопросы и получали на них ответы, знали, в каких случаях необходимо использовать возможности Жилстройнадзора и добиваться нужного эффекта.

КАК МОЖНО СНИЗИТЬ ПЛАТЕЖИ

На первую встречу пригласили уполномоченных от 15 многоквартирных домов окружной столицы. Да, пока их немного, но общение с ними поможет специалистам Жилстройнадзора понять: что именно интересует председателей общественных советов, как лучше выстроить программу и научить экономить.

Обучение проходит не только в ходе встреч, но и в процессе разбирательства с жалобами жильцов. Не так давно в Жилстройнадзор обратились собственники одного из домов в Ханты­-Мансийске. Управляющая компания в одностороннем порядке приняла решение о повышении тарифа на обслуживание. Жильцы проголосовали за одну сумму, а платили почти в два раза больше. Когда разобрались, компанию привлекли к административной ответственности, ей пришлось пересчитать и вернуть жильцам разницу.

Как выяснили для себя председатели советов многоквартирных домов, у них достаточно прав, чтобы навести порядок в доме. Начальник управления правовой и кадровой работы Ирина Соломина рассказала:

– Возьмем пример, когда управляющая компания не выполняет свои обязанности по уборке мест общего пользования. Что делать? Вы имеете полное право контролировать качество работ, составлять акты, производить фото­ и видеофиксацию. После этого следует передать документы в управляющую компанию и требовать выполнения условий договора, а также перерасчета оплаты за уборку.

На этой встрече каждый мог рассказать о своем опыте управления домом, чем и воспользовалась председатель ТСЖ одного из домов на улице Дзержинского Софья Трапезникова. Еще недавно она была просто активным собственником, участвовала в судебных тяжбах, которые вели жильцы с управляющими компаниями, пока, наконец, не созрело решение взять управление домом в свои руки.

– Нам удалось снизить платежи по теплу на 30 %, – рассказала председатель ТСЖ. – Но прежде пришлось основательно изучить Жилищный кодекс, нормативно­-правовые документы, чтобы понять, как надо действовать. Мы отключили отопление в подвале, где температура может быть не выше пяти градусов. Убрали батареи с этажей в подъезде – вполне достаточно их наличия на первом этаже, отрегулировали общедомовые приборы учета, за свой счет купили автоматику, чтобы подача тепла зависела от температуры воздуха на улице.

НЕ ХВАТАЕТ РВЕНИЯ И УСЕРДИЯ?

Испытав на себе роль собственника и роль управляющей многоквартирным домом, Софья Трапезникова подняла непопулярную среди жильцов, но актуальную для нее и коллег тему: как эффективно управлять домом, выполнять все необходимые работы, если жильцы категорически против повышения платы за обслуживание?

– Принято считать, что управляющая компания озабочена одним – взять побольше денег с жильцов. А вы посмотрите на растущие тарифы ресурсоснабжающих организаций и не растущие длительное время тарифы на содержание жилья, – говорит она. – Получается, что многие работают себе в убыток. К примеру, вчера пришло предписание: произвести противопожарную обработку крыши. А на какие деньги? Сегодня управляющей компании не позавидуешь. Да, есть непорядочные организации, по себе знаю – судились с ними, но есть и серьезные, ответственные, поэтому хотя бы иногда надо говорить этим людям спасибо.

Вопрос, как говорится, спорный. Может быть, жильцы потому и не голосуют за повышение тарифов на содержание дома, что не видят рвения и усердия со стороны управляющих компаний? Представители общественного совета одного из домов на улице Дзержинского заявили, что снег во дворе убирается только после нескольких звонков в управляющую компанию, акты выполненных работ жильцам не представляют. Что делать?

Представители Жилстройнадзора еще раз напомнили, что в договоре должна быть четко прописана каждая услуга и ее стоимость. Только в этом случае можно требовать перерасчета, представив акт, подписанный председателем совета и двумя собственниками, приложив фото или видео. Делать это нужно оперативно, чтобы компания не успела замести следы недобросовестной работы. Так что сама жизнь заставляет собственников не пребывать в ожидании, а действовать, подготовив доказательную базу.

ПРОКУРОР ПОМОЖЕТ

Но есть ситуации, когда медлить нельзя, а как действовать – научил руководитель Жилстройнадзора. Татьяна Громова, проживающая в одном из домов на улице Рознина, рассказала о том, как собственник подвальных помещений затеял работы, от которых содрогалось здание. Жильцы испугались, что это может повредить конструкции дома, но найти хозяина и узнать, что там происходит, так и не удалось.

– В таких случаях, когда речь идет о безопасности людей, нанесении ущерба зданию, необходимо обращаться в прокуратуру, – дал совет Кирилл Минулин. – У прокурора есть все полномочия, чтобы сформировать группу из специалистов и разобраться в ситуации.

Председателя совета многоквартирного дома на улице Югорской Павла Шарыпова заинтересовало: как заставить управляющую компанию опломбировать индивидуальные приборы учета – эта эпопея длится с 2014 года. Есть официальное обращение в компанию, но нет результата. Бывают и такие ситуации: управляющая организация в одностороннем порядке уменьшает перечень предоставляемых услуг, а тариф оставляет прежним. А вот еще один вариант: компания вносит в договор пункт об индексации платы за техническое обслуживание (без решения общего собрания собственников). Не имея привычки дотошно вникать в каждую строку договора, собственники зачастую не ведают, что подписывают, а потом рассчитываются рублем. Вот где обширное поле деятельности для общественных советов.

С внедрением лицензионного контроля каждая управляющая компания должна регулярно размещать на сайтах информацию о своей деятельности, а если она этого не делает – весомый повод обратиться в Жилстройнадзор. Участники встречи не только получили адреса сайтов, номера постановлений правительства, которые необходимы в работе, им дали домашнее задание – ответить на вопросы анкеты, которая поможет оценить результаты общественного контроля в сфере управления многоквартирными домами. Последний вопрос анкеты относительно взаимодействия управляющей организации с собственниками поможет в определении рейтинга организации, которой мы отдаем в управление свой дом.

Следующая встреча, как по­обещал Кирилл Минулин, будет посвящена общедомовому имуществу, судебной практике в решении подобных вопросов. Погружая собственников в сферу жилищно-­коммунальных интересов, Жилстройнадзор ставит задачу поднять их профессиональный уровень в решении вопросов ЖКХ. Ликбез для жильцов уже действует.

Оксана БЕТЕХТИНА, председатель совета многоквартирного дома:

– Подобные встречи с представителями Жилстройнадзора необходимы. Что скрывать, нам не хватает знаний, как грамотно управлять домом, куда следует обращаться, когда приходится сталкиваться с проблемами. Думаю, не только у меня, но и других председателей многоквартирных домов накопилось немало вопросов к своим управляющим компаниям по уборке мест общего пользования, вывоза снега со двора.
Практика показывает, что сами управляющие организации инициативу не проявляют. К примеру, должны быть осенние и весенние осмотры дома, чтобы понять: готово ли здание к весенним капризам природы, к зимним морозам. Но увидеть на объекте техника, который может дать заключение, – настоящая удача.
В нашем доме на улице Чкалова, 56, большая проблема с котельной, которая установлена на крыше. Куда только мы не обращались, чтобы заменили котел! Нам говорят: вы собственники, поэтому решайте свою проблему сами. В доме 24 квартиры, котел стоит почти миллион рублей, под силу ли людям такая финансовая нагрузка? В доме не все квартиры в собственности жильцов, шесть принадлежат окружному департаменту по управлению госимуществом, поэтому хотелось бы и его участия в решении возникшей проблемы.

Источник: www.ugra-news.ru