Концессии

В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» с 2017 года Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, как субъект Российской Федерации участвует в заключаемых концессионных соглашениях в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в качестве третьей стороны.

АНО «Центр по реализации национальных проектов» является основным участником по оценке проектов концессионных соглашений в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на территории автономного округа.

В целях содействия заключению концессионных соглашений в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения в автономном округе АНО «Центр по реализации национальных проектов» разработаны:

  • порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа при подготовке и заключении концессионных соглашений;
  • методические рекомендации по оценке проектов концессионных соглашений;
  • типовые дорожные карты по подготовке концессионных соглашений;
  • макет концессионного соглашения в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Методическая информация для подготовки концессионных соглашений в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения

Базовая модель концессионного соглашения

1. Рекомендуемая форма типового (модельного) концессионного соглашения в сфере теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (разработана АНО «Центр по реализации национальных проектов»)

СКАЧАТЬ форму

2. Приказ Депжкк и энергетики Югры от 15.03.2021 №33-Пр-23 «Об утверждении рекомендуемой формы типового (модельного) концессионного соглашения …».

СКАЧАТЬ 33-Пр-23

Требования к отчётам технического обследования

1. Рекомендуемый образец отчета технического обследования систем тепло-, водоснабжения и водоотведения

СКАЧАТЬ образец отчёта по ТС и ГВС

СКАЧАТЬ образец отчёта по ВС и ВО

2. Требования к отчётам технического обследования коммунальных систем (разработаны АНО «Центр по реализации национальных проектов»)

СКАЧАТЬ требования

3. Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации мониторинга состояния объектов систем ТС (приказ Минстроя России от 30.11.2021 №869/пр)

4. Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации, участвующими в федеральном проекте "Чистая вода", оценки состояния объектов систем водоснабжения, в том числе на предмет соответствия установленным показателям качества и безопасности питьевого водоснабжения (приказ Минстроя России от 11.10.2021 № 740/пр)

5. Методические рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации оценки состояния систем очистки сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, на соответствие нормативам (приказ Минстроя России от 11.10.2021 № 737/пр)

6. Методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем ТС (приказ Минстроя России от 21.08.2015 №606/пр)

7. Требования к проведению ТО систем ГВС, ВС и ВО (приказ Минстроя России от 05.08.2014 №437/пр)

Порядок оценки инвестиционных и концессионных проектов

1. Порядок оценки инвестиционных проектов (приказ Депстрой и ЖКК Югры от 26.12.2022 №42-Пр-32)

2. Приложение к Порядку оценки (расчётные формы финансово-экономической модели)

СКАЧАТЬ расчётные формы ФЭМ ВС

СКАЧАТЬ расчётные формы ФЭМ ВО

СКАЧАТЬ расчётные формы ФЭМ ТС

3. Перечень документов для экспертизы концессионного соглашения

СКАЧАТЬ перечень документов

Типовые дорожные карты по заключению концессионного соглашения

1. Типовая дорожная карта по заключению концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в порядке конкурса (разработана АНО «Центр по реализации национальных проектов»)

СКАЧАТЬ типовую дорожную карту

2. Типовая дорожная карта по заключению концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в порядке частной инициативы (разработана АНО «Центр по реализации национальных проектов»)

СКАЧАТЬ типовую дорожную карту

Законодательство для подготовки концессионных соглашений

1. Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О концессионных соглашениях»

СКАЧАТЬ 115-ФЗ

2. Федеральный закон от 21.07.2005 №190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О теплоснабжении»

СКАЧАТЬ 190-ФЗ

3. Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «О водоснабжении и водоотведении»

СКАЧАТЬ 416-ФЗ

4. Порядок взаимодействия ИОГВ автономного округа при подготовке, заключении, исполнении, изменении и прекращении концессионных соглашений

СКАЧАТЬ порядок

Федеральная и региональная поддержка инвестиционных и концессионных проектов

На федеральном и региональном уровне имеются следующие виды поддержки проектов, реализуемые через инвестиционные программы и концессионные соглашения:

Депстрой и ЖКК Югры

1. Безвозмездная, безвозвратная субсидия

Порядок предоставления субсидии на реконструкцию, расширение, модернизацию, строительство коммунальных объектов в рамках государственной программы автономного округа «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики» (постановления Правительства Югры от 31.10.2021 № 477-п, от 30.12.2021 № 635-п).

Основные условия поддержки:

· стоимость проекта – в рамках лимитов, имеющихся в госпрограмме, подтвержденная ПСД;

· наличие концессионного соглашения, предусматривающее обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения;

· наличие обоснования необходимости внесения объекта капитального строительства в перечень объектов капитального строительства госпрограммы;

· наличие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения соответствующих требованиям;

· отсутствие на 1 января года, следующего за отчетным, просроченной (2 месяца и более) задолженности за топливно-энергетические ресурсы;

· положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости (при необходимости);

· наличие документов для проведения проверки объектов на предмет эффективности использования средств бюджета автономного округа, которая осуществляется в соответствии с постановлением Правительства округа от 02.04.2011 № 93-п, а также документы в соответствии с пунктами 1.12, 1.13 порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, утвержденного постановлением Правительства округа от 24.07. 2020 № 307-п;

· наличие заявки от муниципального образования по форме, установленной приказом Депстроя и ЖКК Югры до 1 марта текущего года.

ППК «Фонд развития территорий»

1. Займы

Правила предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» за счёт привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первоначальном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, утверждены постановлением Правительства РФ от 02.02.2022 №87.

Основные условия поддержки:

· стоимость проекта – не менее 100 млн руб., в отношении проектов по капитальному ремонту линейных объектов – не менее 50 млн руб.;

· доля средств Фонда в виде займа – не более 80% стоимости проекта;

· срок займа – до 25 лет по ставке 3% годовых, погашение основного долга – ежегодно, начиная с 5-го года;

· срок реализации – до 2024 года;

· наличие положительного заключения по результатам технологического и ценового аудита или государственной экспертизы проектной документации, в том числе о достоверности определения сметной стоимости, либо письменное обязательство заемщика представить в Фонд указанные документы в течении 1 месяца с момента заключения договора займа;

· иные условия, предъявляемые к заемщику.

Поддержка предоставляется в рамках лимитов, доведенных субъекту РФ.

Правила, методика, условия займа по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки, типовые формы:

· МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (включая МЕТОДИКУ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВОК ОТ 22.04.2022 №1172)

· ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ЗАЙМА

· ТИПОВАЯ ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТЦА

· ТИПОВАЯ ФОРМА СОГЛАШЕНИЯ

· ТИПОВАЯ ФОРМА ДОГОВОРА

Заявки формируются на сайте «Реформа ЖКХ» заявителями самостоятельно, согласовывается субъектом. По вопросам предоставления доступа к сайту необходимо обратиться к специалистам АНО «Центр по реализации национальных проектов» по телефону (3467) 32-61-43 (доб. 801, 802).

2. Безвозмездная, безвозвратная субсидия

Правила предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023 - 2027 годы, утверждены постановлением Правительства РФ от 08.12.2022 № 2253 .

Основные условия поддержки:

· наличие мероприятий в региональной программе по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, утверждена постановлением Правительства Югры от 23.01.2023 № 27-п;

· наличие мероприятий в региональной программе по модернизации систем коммунальной инфраструктуры (подготовлена Депстроем и ЖКК Югры, находится в стадии согласования и утверждения);

· стоимость проекта – в рамках лимитов, имеющихся в госпрограмме, подтвержденная ПСД, не менее 90 % средств финансовой поддержки направляется на линейные объекты (предельный объем средств финансовой поддержки из Фонда, направляемый на реализацию мероприятий в отношении линейных объектов - 7,2 млн. рублей на 1 км);

· заключенное концессионное соглашение не ранее 20.12.2022 и включающее в себя плату концедента или концессионное соглашение заключенное до 20.12.2022, содержащее мероприятия, не относящиеся к обязательствам концессионера;

· срок реализации – до 2027 года включительно (не более 2-х лет каждого из мероприятий);

· наличие средств участника не менее 20 % от общего объема поддержки с возможностью полного или частичного замещения средствами бюджета субъекта РФ и (или)местного бюджета, либо замещение средств субъекта РФ и (или) местного бюджета в размере 20% средствами участника;

· наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, а также заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости.

Достигаемые показатели, в том числе:

· оприборенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета не менее 90 %, от общего количества многоквартирных домов, подключенных (технологически присоединенных) к объектам коммунальной инфраструктуры, в отношении которых реализуются мероприятия региональной программы, в году следующим за годом завершения реализации мероприятий;

· исполнение инвестиционных программ в объеме не менее 90 % предусмотренного объема финансирования;

· обеспечение ежегодной фактической собираемости платежей за коммунальные услуги не менее значения среднестатистических данных по субъекту за 3 года, предшествующих году предоставления финансовой поддержки с 2024 года;

· увеличение протяженности замены инженерных сетей;

· снижение аварийности коммунальной инфраструктуры.

Методические рекомендации по подготовке региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры, утверждены президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации 22.12.2022 № 88.

Минстрой России

1. Бюджетные инфраструктурные кредиты

Правила отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.07.2021 №1189.


Основные условия поддержки:

· стоимость проекта – в рамках лимитов, доведенных субъекту РФ (предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований)

· доля средств федерального участия – не более 50% стоимости проекта;

· срок кредита – до 15 лет по ставке 3% годовых, погашение основного долга - ежегодно, начиная с третьего года;

· срок строительства, реконструкции, модернизации – не ограничен;

· критерии предоставления кредита (конкурсного отбора) – привлечение внебюджетных источников не менее объёма финансирования проекта за счёт средств кредита по принципу 50/50, наличие объёма поступлений налоговых и неналоговых доходов от реализации проекта в консолидированный бюджет субъекта РФ за период, составляющий 15 лет, превышающий объём средств, направленных субъектом РФ на погашение и обслуживание бюджетного кредита, (количество рабочих мест, созданных в связи с реализацией проекта на каждый 1 млн руб. бюджетных средств – при наличии отбора);

· дополнительные условия региона для включения в заявку – наличие проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы, финансово-экономическая модель.


Правила, методика по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки:

МЕТОДИКА ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВОК ОТ 14.07.2021 №1190

МЕТОДИКА ОТБОРА ОТ 15.07.2021 №30

Заявка на получение инфраструктурного кредита формируется регионом.

ДОМ.РФ

1.Займы

Порядок строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, осуществляемого для обеспечения жилищного строительства и достижения инфраструктурной обеспеченности территории, Порядок предоставления займов на цели проектирования, строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2459.

Основные условия поддержки:

· стоимость проекта – не менее 300 млн руб.;

· срок реализации проекта через инвестиционную программу составляет не менее 3 и не более 15 лет, срок реализации концессионного проекта составляет не менее 3 и не более 49 лет

· доля средств в виде займа – не более 90% стоимости проекта;

· наличие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки;

· наличие положительного экспертного заключения учредителя о целесообразности реализации проекта, финансово – экономической модели;

· иные условия, предъявляемые к заемщику.

· в случае реализации через инвестиционную программу - наличие государственной гарантии субъекта РФ или сочетание государственной гарантии субъектов субъекта РФ и поручительства институтов развития или независимая гарантия и (или) поручительство хозяйственного общества, имеющего рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "AAA(RU)" по национальной рейтинговой шкале для РФ, присвоенного кредитным рейтинговым агентством Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство

Основные требования к концессионному соглашению, финансово – экономической модели, презентация по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки:

ТРЕБОВАНИЯ К СОГЛАШЕНИЮ

ТРЕБОВАНИЯ К ФЭМ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Заявка на получение поддержки формируется с участием региона.

Приказы Департамента

1. Об утверждении сводного плана реализации ОМСУ автономного округа прав владения, пользования и распоряжения имуществом (приказ Депжкк и энергетики Югры от 14.02.2022 №33-Пр-22)

2. Об организации работы по проведению оценки эффективности МУП автономного округа (приказ Депжкк и энергетики Югры от 05.02.2018 №33-Пр-22)

3. О создании согласительной комиссии по оценке возможности заключения концессионного соглашения (приказ Депстрой и ЖКК от 16.01.2023 № 42-Пр-3)

Иная информация

1. Примерная (рекомендуемая) форма конкурсной документации (разработана Минстроем России)

СКАЧАТЬ форму

2. Информация о перечнях объектов коммунального комплекса муниципальных образования, планируемых к передаче в концессию в 2022 году

СКАЧАТЬ информацию