Энергосервисные контракты

Оглавление

  1. Понятие
  2. Преимущества
  3. Цена
  4. Оплата
  5. Универсальная схема процедур
  6. Схема процедур в сфере теплоснабжения
  7. Схема процедур в сфере уличного освещения
  8. Общая схема договорных отношений при реализации энергосервисного контракта
  9. Типовые технические мероприятия
  10. Сроки окупаемости
  11. Риски и ошибки
  12. Нормативные правовые акты
  13. FAQ / ЧаВо
  14. Перечень ведущих энергосервисных компаний
  15. Факторинг
  16. Стандарты и правила

Механизм внедрения энергосбережения в нашей стране был запущен с момента вступления в силу Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности». Основной целью закона являлось стимулирование более бережного отношения к потреблению электрической и тепловой энергии через практику энергосервисных контрактов.

1. Понятие

Энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности №261-ФЗ. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании.

Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.

Договор обычно заключается на 5-10 лет, в течение которого происходят выплаты.

Энергосервисные контракты являются одним из главных механизмов повышения энергоэффективности во всем мире. Их суть представлена на следующем рисунке:

В соответствии со статьями 20, 21 Закона № 261-ФЗ предусмотрено три вида энергосервисных контрактов, для которых устанавливается специальное правовое регулирование:

  1. Государственные или муниципальные энергосервисные контракты, заключаемые для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
  2. Энергосервисные контракты, направленные на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных ресурсов при использовании общего имущества, например в многоквартирных домах.
  3. Договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, включающие в себя условия энергосервисного контракта.

2. Преимущества

Для энергосервисной компании при реализации контрактов существует заинтересованность в максимальном увеличении затрат заказчика, так как затраты на проект возмещаются платежами, которые производятся из полученной экономии расходов на оплату энергоресурса. С другой стороны, привлекательность энергосервисного контракта для заказчика очевидна: нет экономического эффекта – нет оплаты за услуги энергосервисной компании. Заказчик рассчитывается только за счет средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих технологий, а при отсутствии снижения объемов потребления энергоресурсов, энергосервисная компания не вправе претендовать на оплату работ. Для заказчика энергосервис не выгоден только в одном случае — у него есть достаточно денег прямо сейчас, чтобы самостоятельно купить и установить современное оборудование.

При заключении контракта (договора), энергосервисная компания гарантирует финансовые сбережения и берет на себя все риски по проекту. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к энергосбережению, где бремя энергосберегающих мероприятий в виде проведения энергоаудита и реализации намеченных проектов ложится на энергетиков предприятий, подход на основе энергосервисных контрактов позволяет возложить весь комплекс необходимых мероприятий и главное риски по достижению заявленных результатов на энергосервисную компанию.

Основные преимущества:

  1. Отсутствуют затраты учреждения на реализацию энергосберегающих мероприятий.
  2. Энергосервисная компания берет на себя обязательства по достижению экономии.
  3. Происходит модернизация энергохозяйства, установка современного оборудования.
  4. Приведение условий труда к нормативам (параметры освещения, температуры и пр.).
  5. Фиксация лимитов потребления на энергоресурсы.
  6. Исполнение требований Федерального законодательства в области энергосбережения.
  7. Высвобождение денежных средств для решения других задач учреждения.
  8. Промышленные предприятия любого уровня смогут повысить конкурентоспособность своей продукции (за счет снижения издержек на оплату ресурсов, а также за счет улучшения производственных процессов и повышения производительности труда путем увеличения комфорта на рабочих местах).
  9. Владельцы бизнес- и торговых центров смогут увеличить свою прибыль путем снижения издержек на электроэнергию и коммунальные услуги, на которые приходится существенная часть эксплуатационных расходов коммерческих объектов.
  10. Использование энергосервисных контрактов в ЖКХ принесет ощутимый социальный эффект за счет сокращения расходов семей на коммунальные услуги. ТСЖ сами смогут выбрать подходящую схему и обсудить все детали контракта, получив максимальную выгоду.

3. Цена

В соответствии с Приложением №2 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 № 859) для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. При этом стоимость единицы энергетического ресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора. Если Заказчик оплачивает энергоресурсы по нескольким различным ценам, то стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена.

Цена до года

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

Цена больше года

Краткая экономическая суть энергосервиса – в городе 10 000 светильников РКУ мощностью 250 Вт (лампа ДРЛ), время работы уличного освещения в среднем 4000 часов в год. Тариф на электроэнергию – 5 руб. Соответственно, потребление электроэнергии в год в натуральном и стоимостном выражении составит:

10 000 х 280/1000 х 4000 = 11 200 000 кВт*ч х 5 руб. = 56 000 000 руб.

Возьмем светодиодный аналог OW-IOOS / Радуга-090-СУК-02-300-66, мощность которого составляет 80 Вт, светильнику РКУ с лампой ДРЛ мощностью 250. Соответственно, потребление электроэнергии в год в натуральном и стоимостном выражении после модернизации составит:

11 200 х 80/1000 х 4000 = 3 200 000 кВт*ч х 5 = 16 000 000 руб.

Экономия в год в натуральном и стоимостном выражении:

11 200 000 – 3 200 000 = 8 000 000 кВт*ч;

56 000 000 – 16 000 000 = 40 000 000 руб.

Средний срок энергосервисного контракта составляет при таком объеме светильников – 8 лет, соответственно, экономия в год в натуральном и стоимостном выражении:

11 200 000 – 3 200 000 = 8 000 000 кВт*ч х 8 = 64 000 000 кВт*ч;

56 000 000 – 16 000 000 = 40 000 000 руб. х 8 = 320 000 000 руб.

В случаях, когда Исполнитель превышает запланированный объём экономии, существует механизм распределения полученных денежных средств между участниками контракта. Во-первых, размер вознаграждения Исполнителя устанавливается также в виде процента от обеспеченного им размера сверхэкономии ресурсов. Размер сверхэкономии определяется сторонами в денежном выражении исходя из актуальных цен на соответствующий энергоресурс, фактически сложившихся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии. Эти цены определяются следующим образом:

Цена сверхэкономии

В шаге 2, умножив получившуюся средневзвешенную цену на положительную разницу между размером экономии, фактически обеспеченный Исполнителем энергоресурсов и размером экономии, который он должен был обеспечить по контракту, мы получим величину дополнительной экономии энергоресурса. Заказчик и Исполнитель определяют порядок ее распределения между собой самостоятельно, однако следует помнить о том, что процент дополнительной экономии, выплачиваемый Исполнителю, не может превышать зафиксированный в контракте основной процент от экономии расходов Заказчика, который положен Исполнителю как вознаграждение за снижение энергопотребления Заказчика в установленный срок.

4. Оплата

Ввиду долгосрочности энергосервисных контрактов необходимо заранее составить методы оплаты расходов по контракту и условия раздела полученной от экономии прибыли на весь срок действия контракта. В мировой практике энергосервиса существуют различные основные модели энергосервисного контракта, в частности:

  1. Разделение дохода от экономии.
  2. Гарантированная экономия.
  3. Быстрая окупаемость.
  4. Контракты полного обслуживания.
  5. Консалтинг с вознаграждением за экономию.

Формулировки энергосервисного контракта, предусмотренные Законом № 261-ФЗ, с одной стороны не позволяют однозначно определить какой модели отдано предпочтение в России, с другой стороны это позволяет сторонам договорных отношений самостоятельно определить условия заключаемого энергосервисного договора, руководствуясь принципами свободы договора, личного интереса и иными нормами действующего законодательства. Тем не менее в России большее распространение получили:

1. Разделение доходов от экономии

При использовании этого метода проводится точный подсчет доходов от экономии ясными и понятными методами, возможными для проверки. Доля сторон в доходе от экономии подсчитывается заранее. Все цифры оговариваются заранее, поэтому все возможные риски по недостижению запланированной эффективности берет на себя энергосервисная компания. Согласно международному опыту, доля заказчика в доходах от экономии составляет около 20%.

2. Быстрая окупаемость

При этом методе энергосервисные компании получает все 100% полученной экономии вплоть до полной окупаемости проведенных мероприятий. В отличие от метода разделения доходов, где заранее подсчитываются доходы от экономии, в этом случае заранее подсчитываются и оговариваются расходы на энергосберегающие мероприятия. Часто встречается комбинирование вышеуказанных методов.

Для определения величины оплаты, прежде всего, нужно определить общий размер экономии энергоресурсов в натуральном выражении, который должен обеспечить Исполнитель по итогам исполнения энергосервисного контракта (например, 5000 Гкал), а также срок действия контракта (например, январь-декабрь 2022 года). Для удобства контроля Заказчика за достижениями Исполнителя срок действия договора может быть разделен на отчетные периоды (от 1 месяца до 1 года), в конце которых стороны будут оценивать достигнутую экономию (например, 300 Гкал – к 1 апреля 2022 года и т.д.). Именно по этим показателям достигнутой экономии производится оплата за отчётный период. Срок оплаты может составлять от 5 до 30 дней со дня окончания отчетного периода, в который Исполнитель должен был обеспечить определенную долю экономии. Окончательное вознаграждение Исполнитель получает по факту достижения им предусмотренного контрактом размера экономии. Также существует практика оплаты, когда величина платежей равномерно распределяется между всеми временными периодами действия контракта или же постепенно возрастает к концу действия контракта.

Виды платежей

Государственные или муниципальные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Механизмы проведения платежей по энергосервисному контракту указаны в подстатье 223 Приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 05.10.2015) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Согласно этой подстатье расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов) относятся к статье расходов на оплату коммунальных услуг.

Перевод денежных средств осуществляется из расчёта действующей схемы финансирования, которая может быть:

  1. Энергосервисный контракт заключается только между заказчиком и компанией, кредитная организация не участвует в этой сделке.
  2. Заключается трехсторонний кредитный договор, по которому заемщиком является энергосервисная компания, а целевое назначение кредита – реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика.
  3. По условиям энергосервисного контракта и кредитного договора заказчик обязан открыть расчетный счет в кредитной организации, которая финансирует реализацию энергоэффективного проекта, и все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик вправе производить только с этого расчетного счета.

5. Универсальная схема процедур

Этапы заключения энергосервисного договора могут варьироваться, как и количество участников данного договора, поэтому за более подробной информацией следует обратиться в выбранную энергосервисную компанию. Однако в качестве примера алгоритма заключения энергосервисного договора для заказчика могут послужить следующие схемы работы:

1 этап. Подготовка (определение начальных условий)

1.1. Формирование требований к энергосервисной компании

1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ

1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии

1.4. Подбор технических решений

1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта

1.6. Определение сроков контракта

1.7. Согласование проекта с учредителем организации

2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений

2.1. Подготовка конкурсной документации

2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке

2.3. Проведение конкурса

2.4. Заключение контракта с победителем конкурса

2.5. Регистрация энергосервисного контракта

3 этап. Производственный

3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде

3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ

3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)

4 этап. Доходный

4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику

4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании

4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств

4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика

6. Схема процедур в сфере теплоснабжения

1 этап. Подготовка (определение начальных условий)

1.1. Формирование требований к энергосервисной компании

1.2. Бесплатная консультация для заказчика работ

1.3. Заполнение опросных форм для проведения экспресс-обследования объекта энергосервиса для определения возможности заключение контракта и определение потенциала экономии

1.4. Подбор технических решений

1.5. Согласование схемы и этапов финансирования проекта

1.6. Определение сроков контракта

1.7. Согласование проекта с учредителем организации

2 этап. Проведение конкурса для бюджетных учреждений

2.1. Подготовка конкурсной документации

2.2. Размещение конкурсных процедур на единой городской (отраслевой) площадке

2.3. Проведение конкурса

2.4. Заключение контракта с победителем конкурса

2.5. Регистрация энергосервисного контракта

3 этап. Производственный

3.1. Фиксирование объёмов потребления энергоресурсов в базовом периоде

3.2. Строительно-монтажные работы, пуско-наладка, обучение персонала. Приём и сдача монтажно-наладочных работ

3.3. Фиксирование размера полученной экономии. Перезаключение договоров с ресурсоснабжающей организацией (в случае необходимости)

4 этап. Доходный

4.1. Верификация и мониторинг полученной экономии по согласованному графику

4.2. Замена вышедшего из эксплуатации оборудовании за счёт энергосервисной компании

4.3. Оплата по энергосервисному контракту из сэкономленных средств

4.4. Закрытие контракта и передача оборудования в собственность заказчика

7. Схема процедур в сфере уличного освещения

1. Предварительный аудит объекта заказчика

Основная задача: Сбор обобщенных данных об объекте заказчика для экспресс оценки потенциала проекта.

Сроки проведения: 1 неделя с момента получения данных.

Действия: Сбор данных на основе опросного листа энергосервисной компании (тип и количество используемового обоудования, режим работы освещения, тарифная ставка итд.). Расчеты минимальных прогнозируемых значений потенциала экономии электроэнергии и расходов на эксплуатацию действующего освещения. Приблизительный подбор более энергоэффективного оборудования на замену действующему.

Исполнитель: Энергосервсная компания.

Форма проведения: Безвозмездно.

2. Согласование условий контракта

Основная задача: Достижение договоренностей по правам и обязательствам сторон, порядку определения экономии и тд.

Сроки проведения: Несколько недель с момента получения образца типового договора.

Действия: Соответствие требованиям постановлению правительства №636. Определение базисных показателей потребления и учета факторов, которые могут повлиять на объемы потребления в будущем. Согласование цены контракта и минимальной величины экономии топливно-энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена ЭСКО. Согласование срока действия контракта.

Исполнитель: Энергосервсная компания и администрация муниципалитета.

Форма проведения: Безвозмездно при условии отсутствия консультации со стороны юридических фирм.

3. Предпроектный энергоаудит объекта заказчика

Основная задача: Сбор исчерпывающих данных об объекте заказчика для подготовки технического проекта

Сроки проведения: от одного до двух месяцев

Действия: Анализ договорных условий на энергоснабжение систем уличного освещения. Анализ потребления электроэнергии за последние два года. Анализ состояния коммерческого и технического учета потребления электроэнергии. Составление перечня существующего осветительного оборудования. Проведение замеров уровня освещенности дорожного полотна. Анализ качества напряжения в узлах нагрузки сети уличного освещения.

Исполнитель: Энергосервсная компания или аудиторская компания

Форма проведения: Безвозмездно при условии наличия энергопаспорта объекта. Возмездно при отсутствии данных.

4. Утверждение технического проекта

Основная задача: Определение потенциальной эффективности проекта. Техническое предложение

Сроки проведения: До одного месяца

Действия: Определение окончательных параметров проекта, применяемого оборудования, экономической эффективности проекта. Светотехническое моделирование, расчет освещенности при использовании предполагаемого к установке оборудования. Расчет установленной мощности до и после модернизации. Расчет технико-экономических показателей. Согласованные условия по энергосервисному договору.

Исполнитель: Энергосервсная компания

Форма проведения: Безвозмездно

5. Реализация мероприятий

Основная задача: Привлечение финансирования. Проведение работ и последующая сдача заказчику

Сроки проведения: Зависят от объема работ (в среднем от 3 до 6 месяцев)

Действия: Привлечение банковского финансирования путем предоставления технического и экономического проектов, а так же муниципальных гарантий. Проектирование, демонтаж устаревшего оборудования, поставка, монтаж и пуско-наладка энергосберегающего оборудования. Установка системы управления освещением. Сдача работ заказчику и подписание актов.

Исполнитель: Энергосервсная компания

Форма проведения: Безвозмездно

6. Администрирование проекта и расчет

Основная задача: Фиксация ключевых достигнутых показателей. Получение сэкономленных средств.

Сроки проведения: Зависят от объема работ (в среднем от 3 до 6 месяцев)

Действия: Определение объема потребления энергоресурсов после реализации проекта. Учет факторов влияющих на объем потребления. Сравнение потребления с базисом. Расчет фактически достигнутой экономии. Исполнение гарантийно-сервисных обязательств.

Исполнитель: Энергосервсная компания

Форма проведения: Безвозмездно

8. Общая схема договорных отношений при реализации энергосервисного контракта

Схема полная 2

9. Типовые технические мероприятия

п.п.

Наименование мероприятия

Пределы годовой

экономии, %

Системы освещения

1

Замена ламп накаливания на люминесцентные

до 55-70% от потребляемой ими электроэнергии

2

Замена люминесцентных ламп на лампы того же типа с более качественным люминофором (класс энергоэффективности А, А+)

до 25 % от потребляемой ими электроэнергии

3

Переход на другой тип источника света с более высокой светоотдачей

до 8% от потребляемой ими электроэнергии

4

Замена люминесцентных ламп на лампы того же типоразмера меньшей мощности: 18 Вт вместо 20, 36 Вт вместо 40, 65 Вт вместо 80.

до 5% от потребляемой ими электроэнергии

5

Применение энергоэффективной пускорегулирующей аппаратуры (ПРА) газоразрядных ламп

11% от потребляемой ими электроэнергии

6

Оптимизация системы освещения за счет установки нескольких выключателей и деления площади освещения на зоны

10-15%

7

Установка датчиков движения для выключения освещения в отсутствии персонала

От 10% до 70 % от потребляемой ими электроэнергии в зависимости от режима работы освещения до установки датчиков

8

Подбор оптимальных цветов стен, предметов мебели

8-15% экономии

9

Содержание световых оконных проемов в чистоте

6-11% экономии

Системы отопления

1

Установка прибора учета тепловой энергии

До 30% от потребления тепловой энергии

2

Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию систем отопления и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением

5-10% от потребления тепловой энергии

3

Гидравлическая наладка внутренней системы отопления

До 15%

4

Автоматизация систем теплоснабжения зданий посредством установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП)

20-30% от потребления тепловой энергии

5

Ежегодная химическая очистка внутренних поверхностей нагрева системы отопления и теплообменных аппаратов

10-15%

6

Снижение тепловых потерь через оконные проемы путем установки третьего стекла и утепление оконных рам

15-30%

7

Улучшение тепловой изоляции стен, полов и чердаков

15-25%

8

Снятие декоративных ограждений с радиаторов отопления и установка теплоотражателей за радиаторами

до 15%

Системы горячего водоснабжения (ГВС)

1

Составление руководств по эксплуатации, управлению и обслуживанию систем ГВС и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением

5-10% от потребления горячей воды

 2

Автоматизация регулирования системы ГВС

15-30% от потребления тепловой энергии

3

Оснащение систем ГВС счетчиками расхода горячей воды

15-30% от потребления горячей воды

4

Снижение потребления за счет оптимизации расходов и регулирования температуры

10-20% от потребления горячей воды

5

Применение экономичной водоразборной арматуры

15-20%

Системы водоснабжения

1

Сокращение расходов и потерь воды

до 50% от объема

потребления воды

2

Установка счетчиков расхода воды

до 30% от объема

потребления воды

3

Применение частотного регулирования насосов систем водоснабжения

до 50% потребляемой

электроэнергии

4

Применение экономичной водоразборной арматуры

30-35%

Системы вентиляции

1

Замена устаревших вентиляторов с низким КПД28 на современные с более высоким КПД

20-30% от потребления ими электроэнергии

2

Отключение вентиляционных установок во время обеденных перерывов и в нерабочее время

10 — 50 % электроэнергии

3

Применение блокировки вентилятора воздушных завес с механизмами открывания дверей

до 70% от потребляемой ими электроэнергии

4

Применение устройств автоматического регулирования и управления вентиляционными установками в зависимости от температуры наружного воздуха

10-15%

Системы кондиционирования

1

Включение кондиционера только тогда, когда это необходимо

20-60% от потребляемой ими электроэнергии

2

Исключение перегрева и переохлаждения воздуха в помещении

до 5%

3

Поддержание в рабочем состоянии регуляторов, поверхностей теплообменников и оборудования

2-5%

Котельные

1

Составление руководств и режимных карт эксплуатации, управления и обслуживания оборудования и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением

5-10% от

потребляемого топлива

2

Поддержание оптимального коэффициента избытка воздуха и хорошего смешивания его с топливом

1-3%

3

Применение за котлоагрегатами установок глубокой утилизации тепла, установок использования скрытой теплоты парообразования уходящих дымовых газов (экономайзер)

до 15%

4

Повышение температуры питательной воды на входе в барабан котла

2% на каждые 10 оС

5

Подогрев питательной воды в водяном экономайзере

1% на 6 оС

6

Содержание в чистоте наружных и внутренних поверхностей нагрева котла

до 10%

7

Использование тепловыделений от котлов путем забора теплого воздуха из верхней зоны котельного зала и подачей его во всасывающую линию дутьевого вентилятора

1-2%

8

Теплоизоляция наружных и внутренних поверхностей котлов и теплопроводов, уплотнение клапанов и тракта котлов (температура на поверхности обмуровки не должна превышать 55 °C)

до 10%

9

Перевод котельных на газовое топливо

в 2-3 раза снижается

стоимость 1 Гкал

10

Установка систем учета расходов топлива, электроэнергии, воды и отпуска тепла

до 20%

11

Автоматизация управления работой котельной

до 30%

12

Модернизация котлов типа ДКВР для работы в водогрейном режиме

КПД увеличивается до 94%

13

Установка или модернизация системы водоподготовки

до 3% подпиточной воды

14

Применение частотного привода для регулирования скорости вращения насосов, вентиляторов и дымососов

до 30% от потребляемой ими электроэнергии

Организационные мероприятия

1

Обучение ответственного персонала вопросам энергосбережения. Важно проводить разъяснительные беседы с работниками предприятия, которые осуществляют эксплуатацию оборудования, о более экономном расходовании энергоресурсов

2-5%

2

Совершенствование порядка работы организации и оптимизация работы систем освещения, вентиляции, водоснабжения

до 40%

3

Соблюдение правил эксплуатации и обслуживания систем энергопотребления и отдельных энергоустановок, введение графиков включения и отключения систем освещения, вентиляции, тепловых завес и т.д.

до 30%

4

Организация работ по эксплуатации светильников, их чистке, своевременному ремонту оконных рам, оклейка окон, ремонт санузлов и т.п.

2-5%

5

Проведение агитации среди персонала о важности экономии энергоресурсов. Это могут быть развешанные на стенах таблички (презентационные плакаты) о выключении света, электроприборов, закрытии входных дверей или окон.

2-3%

6

Стимулирование персонала во всех подразделениях, осуществляющего учет энергоресурсов, контроль расходования и выполняющего энергосберегающие мероприятия. Еще лучше, если будет разработано соответствующее Положение о стимулировании энергоресурсосбережения.

2-5%

7

Внедрение системы поощрения работников за экономию энергоресурсов. Можно прописать эти моменты в Положении.

5-10%

8

Проведение регулярного энергоэкономического анализа работы предприятия.

1-2%

9

Составление программ (планов) по экономии энергоресурсов на период (на год, полгода). Мониторинг их исполнения. Необходимо проводить финансовый учет и расчет экономического эффекта от внедрения мер. Обязателен контроль соответствия достигнутых результатов запланированным.

10-25%

Энергосбережение на автотранспорте

1

Использование менее энергоемкого топлива (в первую очередь, это сжиженный и сжатый газ), а также разработка новых видов экономичного топлива

до 40%

2

Снижение массы автомобиля за счет замены металлических материалов на полимерные, обеспечивающие не только сокращение расхода топлива, но и большую безопасность

снижение массы автомобиля на 100 кг позволит достичь экономии топлива в размере более 160 литров в год

3

Сокращение потребления топлива благодаря оснащению автомобиля двигателями с высоким КПД

10-15%

4

Использование «зеленых» шин, уменьшающих сопротивление качению, улучшающих сцепление с дорогой

до 10% от привычного объема потребления топлива

Энергосбережение на железнодорожном транспорте

1

Максимально возможная загрузка вагонов и использование вагонов повышенной грузоподъемности

1-15%

2

Ввод в эксплуатацию усовершенствованных локомотивов с улучшенным КПД двигателей

10-15%

3

Использование вагонов на роликовых подшипниках для снижения сопротивления движению

2-8%

Энергосбережение на водном транспорте

1

Усовершенствование моделей судов и пополнение флота новыми судами

10-15%

2

Оснащение корпусов судов необрастающими покрытиями

2-5%

3

Использование новых систем топливоподготовки

до 20%

Приведенные в таблице величины экономии энергоносителей являются ориентировочными. При проведении энергетического обследования появится возможность более точно рассчитать экономию энергоносителей от внедрения того или иного энергосберегающего мероприятия.

10. Сроки окупаемости

РАСЧЁТ ПРОСТОГО СРОКА ОКУПАЕМОСТИ

Допустим:

Сумма инвестиции в энергосберегающие мероприятие: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Простой срок окупаемости: 100 / 40 = 2,5 года.

За 2,5 года компания сможет вернуть вложенные средства, а вся экономия, которая будет получена после первых двух с половиной лет, пойдет в прибыль.

Рассматривая разные энергосберегающие мероприятия, общее правило таково:

если срок окупаемости меньше 6 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять можно,

если срок окупаемости меньше 3 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять нужно.

ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ

Дисконтированный срок окупаемости похож на простой срок окупаемости, только в нем мы учитываем «стоимость денег», процентную ставку, которую мы можем получить, если вложим средства не в энергосбережение, а в банк.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 4 года

Дисконтированный срок окупаемости = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта.

Дисконтированный срок окупаемости = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 = 121,494.

121,494 – 100 = 21,49

Результат говорит о том, что за 4 года наш энергосберегающий проект окупится и принесет 21,49 тыс. руб. прибыли. При этом срок окупаемости проекта будет достигнут через 3 года и два месяца.

Дисконтированный срок окупаемости более правильно отражает реальность и срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, ведь надо не забывать, у любой компании всегда есть возможность положить деньги в банк, а не заниматься энергосбережением.

КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Коэффициент рентабельности — очень простой и удобный метод, который дает возможность провести быстрый расчет срока окупаемости энергосберегающих мероприятий.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия в год: 40 тыс. руб.

Коэффициент рентабельности = 40 / 100 = 40%

Другими словами, вложив в это энергосберегающие мероприятие, компания получит рентабельность в 40% годовых! Это очень хорошо, если депозит в банке приносит только 12% в год. Скажем, если рентабельность от основной деятельности компании 25% годовых, то энергосберегающие мероприятие с рентабельностью 40% точно надо делать.

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ

Допустим:

Сумма инвестиции в энергосбережение: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка для депозита в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 5 лет

0 = (денежный поток в 1й год/(1+X)1 + денежный поток во 2й год /(1+X)2 + денежный поток в 3й год /(1+X)3 + . . . + денежный поток во nй год /(1+X)n ) — изначальная инвестиция

Таким образом, согласно формуле нам нужно подставить такую величину вместо X (методом подбора), чтобы действия в итоге давали значение равное нулю. В нашем случае это:

0 = (40/(1+29)1 + 40/(1+29)2 + 40/(1+29)3 + 40/(1+29)4 + 40/(1+29)5)-100

29% это внутренняя ставка рентабельности. О чем это говорит? Это говорит о том, что наш энергосберегающий проект за 5 лет принесёт по 29% прибыли в год. Если у предприятия, есть например возможность вложить средства в банк под 35% годовых, тогда энергосберегающий проект не целесообразен экономически. Если же, процент прибыли от депозита в банке (в нашем случае он 12%), или от других проектов менее 29% годовых, тогда следует вкладывать средства в энергосберегающее мероприятие, а не в банк.

ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД

Чистый дисконтированный доход очень похож на Дисконтированный срок окупаемости, только здесь мы считаем не то, за какой период окупится наш энергосберегающий проект, а какой денежный поток принесет этот проект за весь свой срок существования.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 5 лет

Чистый дисконтированный доход = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта

В нашем случае это:

Чистый дисконтированный доход = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 = 144

144 — 100 = 44

Что означают эти цифры?

Результат расчета говорит нам о том, что вложив 100 тыс. руб. в энергосберегающий проект и получив 40 тыс. руб. прибыли в течении 5 лет ежегодно, прибыль от проекта при процентной ставке 12% годовых будет 44 тыс. руб.

АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Анализ стоимости жизненного цикла (СЖЦ) это один из самых основательных методов расчета окупаемости энергосберегающий проектов. Этот метод позволяет посчитать срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, который нужно применять для принятия решений по сложным и капиталоемким проектам — например, замена угольного котла на газовый или выработка электрической энергии на собственной котельной.

Для расчета СЖЦ необходимо собрать позитивные и негативные денежные потоки от энергосберегающего мероприятия на протяжении всего периода его существования в разбивке по годам.

Допустим:

Сумма инвестиции, например, установка нагревателя: 100 тыс. руб.

Экономия электроэнергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 8 лет

В конце восьмого года необходимо оплатить 30 тыс. руб. за утилизацию нагревателя.

Используем туже формулу, что и при расчете чистой дисконтированной стоимости, только включаем все денежные потоки, которые можно ассоциировать с нагревателем:

СЖЦ = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта

В нашем случае это:

СЖЦ = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 + 40 / (1 + 12%)6 + 40 / (1 + 12%)7 + 40 / (1 + 12%)8 — 30 / (1 + 12%)8 = 86,6

Установка нового нагревателя, принесет компании чистый дисконтированный денежный поток за 8 лет в сумме 86,6 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо соблюдать баланс между сроком окупаемости и необходимостью проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Предлагаем ознакомиться с периодом окупаемости некоторых мероприятий рассчитанный Международной финансовой корпорацией (IFC).

Сроки окупаемости

11. Риски и ошибки

Риски сильно повышаются при наличии типичных ошибок при подготовке и заключении энергосервисных контрактов:

1. Достоверность данных

Если заказчик предоставил недостоверную или не полную информацию на этапе проведения энергоаудита, заполнения опросных листов или на этапе эксплуатации, то повышается вероятность отсутствия экономической выгоды от реализации проекта, что может существенно повлиять на компенсационные платежи.

2. Количество приборов учета, поверка.

Незаявленные и не учтённые в процессе подготовки проектной документации приборы учёта энергоресурсов, а также отсутствие проводимых работ по поверке используемых приборов учёта, что может вносить коррективны на собранные значения необходимые для экономического обоснования заключения контракта.

3. Понимание КСУ

КСУ — Коэффициент приведения к сопоставимым условиям. Используется при расчете фактического размера экономии в текущем периоде. С помощью этого коэффициента регулируется влияние на экономию различных факторов. Таких как погода, длительность отопительного сезона, кубатура здания и так далее. За частую представители заказчика не понимают о чем речь, что приводит к разногласиям в подсчете экономии. Методика расчета КСУ должна быть изложена в приложении к Энергосервисному Контракту.

4. Приведение температуры к норме

Отсутствие у Заказчика условий труда вписывающихся в нормативы. В случаях, когда количество осветительных приборов до заключения энергосервисного контракта в два раза меньше необходимого количества по нормативам или произведённая настройка теплопункта на уровень температур помещений заведомо ниже номы, энергосервисная компания рискует не получить экономию при проведении модернизации и приведении условий труда к нормативам.

5. Состав мероприятий

Некачественное планирование, непродуманный комплекс мероприятий или отказ Заказчика от некоторых предложений энергосервисной компании в результате завышенного ожидания эффекта от выбранных решений.

Более того, не квалифицированная и неправильная эксплуатация заказчиком энергосберегающего оборудования также может привести к снижению экономической выгоды от реализации проекта, и, как следствие, к уменьшению компенсационных платежей за проведенные работы.

6. Заблуждение: «Нам нечем платить»

Стандартное заблуждение Заказчика. Не всегда финансисты (бухгалтера) понимают механизмы проведения платежей по энергосервисному контракту. Ответом является подстатья 223 Приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 05.10.2015) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Согласно этой подстатье расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов) относятся к статье расходов на оплату коммунальных услуг.

7. Разграничение ответственности

Суть этого заблуждения в том, что с приходом энергосервисной компании у Заказчика складывается стойкое впечатление, что эта компания начинает нести ответственность за весь комплекс теплоснабжения здания. В том числе ремонт внутренних сетей, ремонт или поверка приборов учета и т.п. Однако энергосервисная компания может нести ответственность исключительно за то оборудование, которое было установлено в рамках заключенного контракта (если иное не оговорено контрактом).

8. Риски

Безусловно, для энергосервисной компании энергосервисный контракт является высоко рисковой сделкой. Предлагать такую услугу может только солидная энергосервисная компания с большим опытом внедрения энергосберегающих технологий.

12. Нормативные правовые акты

1. Федеральный Закон от 23.11.2009 №261 «Об энергосбережении и мероприятиях по повышению энергетической эффективности» (ред. от 11.06.2021) глава №5 статья 19

Вводит понятие и суть энергосервисного контракта, наличие прав для заключения энергосервисных контрактов, основные условия энергосервисных контрактов, что должно и что может содержаться в энергосервисных контрактах, как оплачиваются контракты и пр.

СКАЧАТЬ Федеральный закон №261-ФЗ

2. Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 №636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)»

Перечень из 19 требований к условиям энергосервисного контракта, особенности определения начальной и максимальной цены энергосервисного контракта.

СКАЧАТЬ Постановление №636-ПП (ред. от 25.11.2021)

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 14.07.2022), статья 72

Определяет право заключения энергосервисных контрактов для государственных и муниципальных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

СКАЧАТЬ Бюджетный кодекс

4. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статья 108

Определяет порядок размещения заказов на энергосервисные контракты для государственных и муниципальных нужд. Определяет порядок определения цены контракта, условия заключения энергосервисного контракта, обязательства исполнителя.

СКАЧАТЬ Федеральный закон №44-ФЗ

5. Приказ Минфина России от 29.11.2017 №209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»

О том, что к подстатье 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ относятся расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов).

СКАЧАТЬ Приказ Минфина №209н

6. Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.2010 №02-03-06/5448 «О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Определяет возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями сэкономленных средств.

СКАЧАТЬ Письмо Минфина №02-03-06/5448

7. Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 №898 «О внесении изменений в п.7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Устанавливает запрет на приобретение государственными (муниципальными) заказчиками люминисцентных ламп с 01.07.2016 г.

СКАЧАТЬ Постановление Правительства №898

8. Приказ Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий по энергосбережению»

Устанавливает порядок определения расчётно-измерительным способом объёма потребления государственным (муниципальным) заказчиком энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем энергосервисного договора (контракта) мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности

СКАЧАТЬ Приказ Минэнерго №67 (tiff)

СКАЧАТЬ Приказ Минэнерго №67 (pdf)

9. Письмо Минфина России от 12.10.2012 №02-05-10/4254

Разъяснение в адрес Федерального казначейства об отражении расходов на оплату энергосервисных контрактов по подстатье 223 «Коммунальные услуги»

СКАЧАТЬ Письмо Минфина №02-05-10/4254

10. Письмо Минфина России от 07.08.2012 №02-03-06/3073

Разъясняет источник бюджетных обязательств у государственных (муниципальных) учреждений на оплату энергосервисных контрактов

СКАЧАТЬ Письмо №02-03-06/3073

11. Письмо Минфина России от 26.06.2015 №20-06-03/1/37017 (во исполнение п.2 Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг (утв. 20.11.2014 № 7803 п-П9)

Рекомендации государственным и муниципальным заказчикам, бюджетным учреждениям — направлены на разъяснение вопросов передачи оборудования, установленного в paмках энергосервисных контрактов, заказчику

СКАЧАТЬ Письмо №20-06-03/1/37017

12. Постановление Правительства РФ от 11.03.2016 №182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»

Определены случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта

СКАЧАТЬ Постановление Правительства №182

13. Письмо Роспотребнадзора от 22.05.2017 №01-6355-17-23

Разъяснения Роспотребнадзора о возможности использования энергоэффективных светодиодных источников света в образовательных организациях.

СКАЧАТЬ письмо Роспотребнадзора №01-6355-17-23

14. Постановление Правительства РФ от 07.03.2017 №275 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления первоочередных требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений»

Разъяснения новых требований энергетической эффективности для административных и общественных зданий, строений, сооружений и многоквартирных домов.

СКАЧАТЬ Постановление Правительства №275

15. Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и «О рекомендуемых формах энергосервисных договоров (контрактов), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего освещения, внешнего (уличного) освещения и систем отопления посредством установки индивидуальных тепловых пунктов в жилом секторе и организациях коммунального комплекса».

Утверждает новую рекомендованную форму энергосервисного контракта

СКАЧАТЬ Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 №7122-НП/Д07и

16. Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и «О методических рекомендациях для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений по вопросу подготовки энергосервисных договоров (контрактов)»

Вносит разъяснения о содержании разных разделов энергосервисного договора (контракта)

СКАЧАТЬ Письмо Минэкономразвития России от 07.06.2017 №15627-НП/Д07и

17. Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»

Вводит прямую обязанность при отсутствии бюджетного финансирования на выполнение мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключать энергосервисные контракты.

СКАЧАТЬ Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289

13. FAQ / ЧаВо

Могут ли государственные и муниципальные заказчики заключать энергосервисные контракты?

В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты). Подробнее в Федеральном Законе №261 «Об энергосбережении и мероприятиях по повышению энергетической эффективности», глава №5, статья 21, п.1.

Если в здании отсутствует прибор учёта ресурса, можно ли заключить контракт?

Согласно пункту 6 Постановления № 636 определение объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:

  1. При наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, — на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий.
  2. При отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:
  • при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;
  • расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.

Приказом Минэнерго России от 04.02.2016 №67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2013 №859 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №40, ст. 5085) утверждена методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Базовый период можно выбрать любым?

Согласно пункту 1.3. постановления Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 №636 под базовым периодом в настоящей Методике понимается период времени, выбранный для получения информации о параметрах, на основе которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с энергосервисным договором (контрактом). Период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода не может превышать 1 календарный год.

Приказ Минрегиона России от 27.06.2012 №252 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 №25277) сообщает, что условие о периоде времени до выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору, который должен быть не менее двенадцати последовательных месяцев (далее — базовый период), в течение которого по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета определяются объемы потребления коммунальных ресурсов, которые принимаются сторонами за базовые (далее — базовые объемы потребления).

Приказ Минстроя России от 08.09.2015 №644/пр «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2016 №42079) сообщает, что условие о порядке расчета фактической величины экономии в натуральном выражении, достигнутой в результате выполнения исполнителем работ (услуг) по энергосервисному договору (далее — фактическая величина экономии), которая определяется как разность объемов потребления за месяц (квартал, полугодие) базового периода и объемов потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды в соответствующем месяце (квартале, полугодии) отчетного периода с учетом приведения этих объемов к сопоставимым условиям.

Таким образом, начальным сроком достижения экономии (первым отчетным периодом) является как правило календарный месяц, следующий за месяцем, в котором Исполнителем были реализованы энергосберегающие мероприятия. Нарушение закона будет если период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода превысит 12 месяцев (1 год). Если энергосервисные мероприятия должны быть выполнены до 30.04.2022, а начало отчетного периода будет в июле 2022, то в этом случае будет нарушение, т.к. разрыв от конца базового периода до начала экономии составляет 1 календарный год и 4 месяца. Кроме того 12 месяцев должны следовать непрерывно друг за другом.

Где прописаны основные условия энергосервисного контракта?

Статья 19, Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении соответствующих изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приложение №1 и Приложение №2, Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 №636 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2013 г.№859 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 г. №636»

На какой срок может быть заключен энергосервисный договор (контракт) в государственном и муниципальном секторе?

В среднем сроки заключения энергосервисного контракта варьируются в пределах 3-7 лет, а Закон не ограничивает срок в большую сторону. Даже для бюджетных учреждений можно заключать контракты на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. В бюджетном кодексе РФ указано: «Государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку)». При этом согласно статье 19 Закона № 261-ФЗ срок действия энергосервисного контракта не ограничен, т.е. энергосервисный контракт может быть заключен на срок, необходимый для достижения величины экономии энергетических ресурсов. На практике максимальный срок ограничен возможностями российских банков кредитовать энергосервисные компании на длительные сроки.

Также стоит отметить, что суть энергосервисного контракта заключается в том, чтобы срок заключения энергосервисного контракта не был менее срока окупаемости реализованных энергосберегающих мероприятий и если это так, то он может быть заключён даже в рамках одного года.

Как определяется величина оплаты по энергосервисному контракту?

Оплата энергосервисного контракта осуществляется исходя из размера предусмотренных этим контрактом экономии в натуральном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергетические ресурсы, фактически сложившимся за период исполнения этого контракта. Подробнее в Федеральном законе №44 «О контрактной системе», статья 108.

Каков механизмы проведения платежей по энергосервисному контракту?

Согласно Приказу Минфина России от 01.07.2013 №65н (ред. от 05.10.2015) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», расходы на оплату энергосервисных договоров (контрактов) подпадают под статью 223 «Комунальные услуги».

Существуют ли штрафы для компаний, не выполнивших свои обязательства?

Действующие правила предусматривают прогрессивную неустойку, которую будет обязан выплатить заказчику неэффективный исполнитель.

Кто готовит список мероприятий по энергосбережению для энергосервисного контракта?

Список мероприятий может готовить любая из сторон. Составить список мероприятий может Заказчик, на услуги по реализации которого объявляется конкурс. В конкурсе принимают участие потенциальные исполнители – энергосервисные компании. Возможен вариант, когда Заказчик не составляет список самостоятельно, а принимает тот, который предложен одним из соискателей-участников конкурса. Особое внимание при составлении списка нужно обратить на соблюдение действующих санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения. Если эти требования не были ранее выполнены Заказчиком, то информация об этом должна быть включена в контракт, а сами мероприятия по выполнению этих требований должны дополнить список мероприятий по энергосбережению.

Что должен содержать в себе пункт «Ответственность сторон» энергосервисного контракта?

Контракт должен включать положения об ответственности Исполнителя, согласно которому за неисполнение им обязательства по достижению определенной в контракте доли размера экономии ему за каждый день просрочки начисляется неустойка/штраф/пеня. Также необходимо предусмотреть ответственность за неисполнение Исполнителем обязательства по обеспечению Заказчику надлежащих условий для осуществления текущей деятельности (в т.ч. предусмотренные санитарными, строительными и техническими правилами и нормативами). В случае неисполнения этого обязательства Исполнитель должен безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, причиненные Заказчику таким неисполнением.

На каких товарах и услугах можно сэкономить, заключая энергосервисные контракты?

Заключать энергосервисные договоры можно на следующие виды товаров и услуг:

  • поставки электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии;
  • услуги водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (кроме услуг по реализации сжиженного газа);
  • услуги подключения/присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым тарифам. При этом энергосервисный контракт заключается отдельно от указанных договоров.

Допускается ли применение энергосервисных контрактов, совмещенных с договорами поставки энергоресурсов для муниципальных заказчиков?

Нет. Разрешено для всех, кроме государственных и муниципальных заказчиков.

Какая нормативно-правовая база не позволяет энергосервисной компании зарабатывать на экономии ресурсов в ущерб комфортным условиям труда (освещение, отопление, вентиляция и пр.)?

ГОСТ 30494-2011 устанавливает параметры микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых, детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений и устанавливает общие требования к оптимальным и доступным показателям микроклимата и качеству воздуха. На основании этого документа энергосервисная компания не сможет настроить работу оборудования в ущерб комфортных условий труда с целью получить экономию за неизрасходованные ресурсы. Однако ГОСТ 30494-2011 должен выдерживаться до, во время и после заключения энергосервисного контракта (согласно разграничениям ответственности). Однако если этот норматив не был выдержан до заключения контракта, то об этом обязательно нужно сообщать энергосервисной компании.

Как правильно составить условия энергосервисного контракта?

44-ФЗ, Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов сообщает, что для выхода на конкурс можно выбрать один из трёх возможных условий:

Первое: Фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю

Суть: экономия должна быть строго 1 млн. руб., тогда выплата энергосервисной компании может быть не более 70%

Фиксируется: экономия ресурса в денежном выражении

Играется: доля фактической экономии, которую себе забирает исполнитель, например 10%/90%

Второе: Подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении

Суть: исполнителю начинают уплачиваться проценты от экономии, начиная с определенной суммы экономии. Например, начиная с экономии 500 тыс. руб., исполнителю уплачивается 50% от достигнутой экономии. При недостижении минимального размера экономии, выплаты не производятся.

Фиксируется:

  • распределение экономии между заказчиком и исполнителем, например 10%/90%;
  • минимальный размер экономии.

Играется: размер экономии, чем больше, тем лучше

Третье: Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю.

Суть: экономия должна быть не менее 1 млн. руб., тогда выплата будет не более 90% от этой экономии.

Фиксируется: ничего

Играется:

  • размер экономии, чем больше, тем лучше;
  • доля экономии, которую себе забирает исполнитель, чем меньше, тем лучше.

Чем отличается договор и контракт?

Контракт:

  • заключается строго на условиях, указанных в извещении о проведении закупки (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ);
  • содержит в себе твердую цену, установленную на весь срок исполнения (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ);
  • может содержать условие об увеличении объема товара на сумму разницы между начальной цены закупки и предложением победителя (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ);
  • предусматривает исчерпывающий список случаев, когда возможно изменение существенных условий (ст. 95 44-ФЗ);
  • предусматривает четко регламентированное законом обеспечение исполнения контракта;
  • в установленных случаях заключается с применением типовых форм;
  • содержит ряд прочих обязательных условий, предусмотренных ст. 34 44-ФЗ.

Договор:

  • может содержать в себе отличные от извещения о проведении закупки объем, цену и сроки исполнения. Такие изменения могут вноситься как на стадии подписания договора, так и при дальнейшем его исполнении (ч. 5, ст. 4 223-ФЗ);
  • может устанавливать обеспечение исполнения договора или отсутствие такого обеспечения;
  • форма и содержание договора разрабатываются заказчиком самостоятельно.

Укажите, какие существуют основные требования к условиям энергосервисного контракта?

  1. Наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного контракта, с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного государственным или муниципальным заказчиком энергосервисного контракта, включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок. При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком — включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.
  2. Определение размера экономии энергетического ресурса, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в натуральном выражении исходя из размера экономии в денежном выражении, сложившегося в результате определения исполнителя государственного (муниципального) заказа на энергосервис.
  3. Определение размера экономии, достигнутого в результате исполнения контракта, без учета экономии, полученной за счет установки прибора учета используемого энергетического ресурса, когда находится разность между данными об объеме потребления энергетического ресурса, используемыми до установки прибора учета используемого энергетического ресурса, и данными, полученными при помощи установленного прибора учета.
  4. Включение в контракт положения, согласно которому размер платежа устанавливается как процент от достигнутого размера экономии соответствующих расходов заказчика на оплату энергетического ресурса, определенного в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующий энергетический ресурс, фактически сложившимся за период достижения предусмотренного контрактом размера экономии, покрывающий в том числе расходы исполнителя по реализации перечня мероприятий.
  5. Заключение контракта в отношении объекта, на котором до даты заключения контракта собственником или соответствующей эксплуатирующей организацией обеспечено соблюдение всех установленных санитарно-гигиенических и технических требований по режимам энерго- и ресурсоснабжения, режимам и параметрам работы энергопотребляющих установок, режимов и параметров эксплуатации объекта и помещений с учетом функционального назначения. В случае невыполнения указанных требований и норм информация об этом указывается в контракте и мероприятия по обеспечению их выполнения включаются в перечень мероприятий.

Подробнее в Постановлении Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)».

Что должен содержать энергосервисный контракт?

Подробно это приписано в Федеральном Законе №261 «Об энергосбережении и мероприятиях по повышению энергетической эффективности» глава №5, статья 19, п.2. Энергосервисный контракт должен содержать:

  • условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного контракта;
  • условие о сроке действия энергосервисного контракта, который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным контрактом величины экономии энергетических ресурсов.

Энергосервисный контракт может содержать:

  • условие об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении энергосервисного контракта согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного контракта условия;
  • условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.

14. Перечень ведущих энергосервисных компаний

Перечень лидеров отрасти, работающих в области реализации энергосервисных контрактов на территории автономного округа:

ПАО «РОСТЕЛЕКОМ»

Город: Ханты-Мансийск

Специализация: освещение и отопление

Сайт: отсутствует раздел энергосервиса

Контакт: Евгений Александрович Хвостов — главный энергетик Ханты-Мансийского филиала ПАО «Ростелеком»

(3467) 96-15-88, +7-950-501-43-50, hvostov-ea@ural.rt.ru

АО «ГАЗПРОМ ЭНЕРГОСБЫТ ТЮМЕНЬ»

Город: Сургут

Специализация: внутреннее и наружное освещение зданий

Сайт: нет

Контакт: Корабельников Владимир Михайлович – зам. генерального директора

+7 (3462) 77-77-77 доб. 18801, korabelnikovvm@mail.ru

ООО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭНЕРГОСЕРВИСА»

Город: Новосибирск

Специализация: отопление

Сайт: www.mrces.ru

Контакт: Шваков Айдан Серкович — руководитель проекта

+7-913-912-96-93, teploesco@gmail.com

Указанные компании готовы на безвозмездной основе произвести обследование и анализ учреждений автономного округа, в результате чего Вы получите:

1. Степень целесообразности заключения энергосервисного контракта в разрезе различных типов энергоресурсов;

2. Технико-экономическое обоснование проведения энергосервисных мероприятий;

3. Полный комплект документов для энергосервиса разработанный согласно действующим нормативным документам в области энергосервиса и заполненный данными по Вашему учреждению(ям);

4. Инвестиционное предложение, подтверждающее готовность конкретного инвестора вложить финансовые средства в проект энергосервиса.

15. Факторинг

Факторинг позволяет исполнителю энергосервисного контракта получить денежные средства раньше установленного срока оплаты по договору - путем переуступки возникшего/будущего требования по энергосервисному контракту Банку.

Реализация схемы факторинга позволяет Подрядчику / исполнителю ЭСК:
· получить финансирование в момент получения первой экономии, зафиксированной актом экономии на весь период действия контракта согласно графику;
· направить полученное финансирование на исполнение других энергосервисных контрактов, по которым период начала экономии еще не наступил, а идет процесс ввода/установки оборудования в промышленную эксплуатацию;
· более точно прогнозировать финансовые потоки в рамках исполнения ЭСК, тем самым выходить и заключать новые ЭСК.

Схема взаимодействия:
В рамках исполнения энергосервисного контракта, подрядчик устанавливает оборудование, позволяющее фиксировать потери энергоресурсов, за счет чего происходит экономия и оплата подрядчику.
На основании актов экономии, составляется акт фактически произведенной и будущей экономии энергоресурсов и делается график будущих платежей от фактически произведенной экономии.
В рамках факторинга проводится согласование графика платежей с Заказчиком, после чего подрядчик получает финансирование на весь срок контракта, или остаток к оплате по контракту.

Требование к подрядчику:
· опыт исполнения не менее 2х ЭСК;
· исполнитель ЭСК полностью выполнил работы по энергосервисному контракту и предоставил Акт о приемке выполненных работ, справку по форме КС-3, соответствующий УПД и Акт сверки взаиморасчетов с Заказчиком;
· к финансированию принимаются ЭСК, условиями которых предусмотрено, что независимо от размера полученной экономии, стоимость ЭСК не уменьшается, в том числе за счет увеличения срока ЭСК.

ПАО "Промсвязьбанк" предлагают сотрудничество по любым энергосервисным контрактам, заключенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Более подробно информацию можно получить у сотрудников:
Руководитель по развитию факторинга - Козина Юлия, моб. 8-904-875-3534, электронная почта kozinayuv@tyumen.psbank.ru
Руководитель по развитию факторинга - Устюгова Нина, моб. 8-909-736-6208, электронная почта ustyugovanb@tyumen.psbank.ru.

16. Стандарты и правила

1. ГОСТ 30494-2011 «Параметры микроклимата в помещениях»

Требования к параметрам микроклимата обслуживаемой зоны помещений жилых, детских дошкольных учреждений, общественных, административных и бытовых зданий, а также качества воздуха в обслуживаемой зоне указанных помещений.

СКАЧАТЬ ГОСТ 30494-2011

2. ГОСТ 56743-2015 «Измерения и верификация энергетической эффективности»

Этот ГОСТ принят в ноябре 2015 года и является основным документом, позволяющим рассчитать объёмы экономии, учитывая сопоставимые условия.

СКАЧАТЬ ГОСТ 56743-2015

3. СП 53.13.330.2016 «Естественное и искусственное освещение»

Свод правил устанавливает нормы естественного, искусственного и совмещенного освещения зданий и сооружений, а также нормы искусственного освещения селитебных территорий, площадок предприятий и мест производства работ вне зданий.

СКАЧАТЬ СП 53.13.330.2016

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2020 №2255

Постановление утверждает требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения. Действие закона распространяется на всех. До этого было Постановление Правительства №1356 от 10.11.2017, но уже утратило силу.

СКАЧАТЬ Постановление Правительства №2255

5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

Данные санитарные правила распространяются на проектируемые, реконструируемые и существующие жилые и общественные здания.

СКАЧАТЬ СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03

6. Справка о нормативной базе в области освещения

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина в 2015–2016 гг. Правительством Российской Федерации реализован комплекс мер, направленных на ускорение перехода на энергоэффективные светодиодные источники света с акцентом на бюджетном секторе. Данная справка систематизирует и конкретизирует принятые решения и запреты для административных, общественных зданий, многоквартирных домах и процедурах капитального ремонта, а также нормативы по дорожному освещению улиц.

СКАЧАТЬ СПРАВКУ

7. Методические рекомендации по расчету эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Методические рекомендации содержат общее описание и примеры расчета (оценки) различных эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению. Методические рекомендации предназначены для предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в выявлении, разработке, экспертизе, реализации и расчете экономии от внедрения мероприятий по энергосбережению.

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (эффект реализации)

8. Методические рекомендации по расчету экономии тепловой энергии и размера ежемесячного платежа по заключенным энергосервисным контрактам

АНО «Центр энергосбережения Югры» рассмотрела порядок расчётов экономии тепловой энергии и подготовила методические рекомендации по расчёту экономии тепловой энергии и размера ежемесячного платежа. В методике используются действующие ГОСТ, СНиП и СанПин, а формулы расчётов соответствуют рекомендуемым Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Помимо описания теоретической части приведён расчёт экономии и размера оплаты на примере реально существующего энергосервисного договора № ЭС-201608/03 от 12 августа 2016 г. на выполнение работ в системе теплоснабжения с целью сокращения потребления тепловой энергии в МБОУ «Междуреченская СОШ».

СКАЧАТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (экономия тепловой энергии)