Опубликован госдоклад по энергоэффективности в РФ

Опубликован госдоклад по энергоэффективности в РФ

Минэкономразвития России опубликовало на своём сайте государственный доклад «О состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации» за 2018 год. Доклад формируется ежегодно и представляет собой свод аналитической информации о потреблении энергетических ресурсов, состоянии энергосбережения и повышения энергетической эффективности в РФ, включая анализ энергоёмкости валового внутреннего продукта (ВВП) РФ.

Основные выводы доклада

1. Экономика Российской Федерации по-прежнему обладает существенным потенциалом энергосбережения. Энергоёмкость российского ВВП выше мирового уровня на 46 %, уровня Канады – на
17 %. Реализация накопленного потенциала позволит высвободить значительные дополнительные объёмы ископаемого топлива для экспорта, «озеленить» баланс потребляемой энергии, сократить выбросы в атмосферу, повысить качество жизни. За прошедшие 10 лет энергоёмкость ВВП РФ снизилась на 9 %, последние 4 года энергоёмкость ВВП не снижалась.

2. Общий размер инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности составил 0,2 % от совокупного ВВП РФ. Разброс удельных показателей инвестиционных вложений в энергосбережение среди субъектов РФ достигает 300 раз. Доля частных инвестиций сокращается.

3. Удельное потребление тепловой и электрической энергии в жилищном секторе в регионах со схожими климатическими условиями различается до 3 раз.

4. Средний уровень оснащённости многоквартирных домов (МКД) приборами учёта энергетических ресурсов составляет 61 %.

5. Из введённых в эксплуатацию МКД 27 % обладают повышенными классами энергетической эффективности (А++, А+, А, В, С). Индивидуальными тепловыми пунктами с погодным регулированием оснащаются 5 % вводимых в эксплуатацию МКД.

6. Технологический фактор является ключевым потенциальным драйвером в снижении энергоёмкости ВВП РФ в наиболее энергоёмких секторах экономики: энергетике, обрабатывающей промышленности, транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве. Повышения энергоэффективности можно достичь за счёт внедрения передовых технологий, например, установок комбинированной выработки электричества и тепла, современных энергоэффективных конструкций зданий и теплоизоляционных материалов, энергоэффективных светильников и систем управления освещением, ИТП с погодным регулированием, современных приборов учёта потребления энергетических ресурсов.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра представлен не во всех разделах государственного доклада. Доклад формировался Минэкономразвития России в короткие сроки, из-за чего часть информации от субъектов РФ не была отражена в докладе. Так, анализ рынка энергосервисных услуг (п. 5.1.2 госдоклада) был проведён по результатам обзора российского рынка энергосервиса, выполненного Ассоциацией энергосервисных компаний — «РАЭСКО». Югра в этот обзор не была включена, хотя должна была войти в пятёрку лидеров по наибольшему количеству заключённых контрактов стоимостью до 100 млн. руб.:

Часть рассмотренных критериев в госдокладе может быть уточнена для лучшего понимания происходящих процессов и сложившейся ситуации. Например, в докладе приведены сведения об уровне внедрения энергоэффективных светодиодных светильников в системах наружного освещения и отмечена их низкая доля (26 %). В Югре эта доля составляет
24 %. Вместе с тем в автономном округе, который занимался вопросами энергосбережения задолго до принятия соответствующего законодательства на федеральном уровне, системы уличного освещения оснащались энергоэффективными натриевыми лампами, замена которых на светодионые аналоги является экономически неэффективной. В госдокладах прошлых лет использовался показатель энергоэффективного уличного освещения, в который помимо светодиодных включались металогалогенные и натриевые светильники мощностью 250 и 400 Вт. Доля таких энергоэффективных светильников в Югре в 2018 году составляла 63 %.

Другой пример – показатель соотношения объёма привлечённых инвестиций в энергосбережение и повышение энергетической эффективности, к валовому региональному продукту (ВРП). Город Москва занимает 43 место по этому показателю, являясь при этом абсолютным лидером по размеру ВРП и его энергоёмкости. Объёмы ВРП субъектов РФ в значительной мере отличаются, их структура также неоднородна, что накладывает свой отпечаток и на их энергоёмкость и возможности привлечения средств.

В приложении «Д» госдоклада представлены сведения о наилучших реализованных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в рамках реализации энергосервисных контрактов. Югра в этот обзор не была включена, хотя имеет высокие качественные и количественные показатели реализованных проектов. Опыт, представленный в г. Советском, превосходит другие проекты по следующим показателям:

  • заменено 3 225 светильников (максимум представлен в г. Тамбове – 1 111 светильников);
  • срок действия контракта 5 лет (минимальный срок представлен в ряде проектов и составляет 7 лет);
  • экономия в натуральном выражении составляет 11 001 955 кВт×ч при относительном показатели экономии 80 % (максимум представлен в
    г. Тамбове – 7 240 955 кВт×ч при относительном показателе 70 %);
  • система освещения включает в себя автоматическое регулирование уровня освещённости в 100 % случаев заменяемых светильниках;
  • внедрён единый городской стандарт для населённого пункта;
  • устранён стробоскопический эффект на проезжей части дорог;
  • отсутствие субсидирования из бюджета, проект полностью реализован инвестором.